Аллилуарий

Это гласовое пение аллилуии со стихами после чтения Апостола на литургии, иными словами — прокимен для Евангелия.

На практике Аллилуарий часто поется авторскими, либо какими-то особыми напевами, авторство которых точно не известно. По крайней мере на глас Аллилуарий почти нигде не поется. Отсюда происходит и то, что вместо уставного возглашения «Аллилуия, глас такой-то», чтец обычно умалчивает глас, а саму Аллилуию возглашает трижды.

По уставу же его необходимо исполнять на указанный наряду глас, согласно Скабаллановичу напевом прокимна. Следует отметить, что глас Аллилуария на Литургии совсем не обязательно должен совпадать с гласом прокимна перед чтением Апостола. Так, например, на Вознесение полагается прокимен 7-го гласа «Вознесися на небеса Боже», а Аллилуия со стихом «Взыде Бог в воскликновении» будет уже 2-го гласа.

Дониконовское: А вот в старообрядческой практике аллилуарий, как и прокимен на Литургии — вне гласа. В Обеднице есть надписание «Прокимны сей погласицы». Дальше дано «Буди Господи милость...», напевка простая, речитативная, только в конце пара стрел. Практически на эту напевку все и поют. Отдельно дан развод, более витиеватый, для богородичного прокимна, для субботнего и для заупокойного. Гласового надписания нет нигде. Аллилуарий — один, можно так сказать, общий (в книге он никак не поименован), и один «за упокой», никаких гласовых предписаний, а «Аллилуия» поется единожды.

Кстати, для «Слава Тебе Господи...» перед и после Евангелием на утрени в старообрядческих книгах тоже даны напевы «общий» и «за упокой».