Нормативная база экологического проектирования

Нормативную основу экологического проектирования и экологи­ческого обоснования проектов составляет совокупность экологичес­ких и природоохранных требований к ним.

Требования экологические— комплекс ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды.

Природоохранные требования— требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ог­раничения или их совокупность, установленные законами, ины­ми нормативными актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами.

Различают собственно методическую, инструктивную, норматив­ную базу самого процесса проектирования и систему правовых и нор­мативных документов, используемых в качестве экологических крите­риев и требований при проектировании.

Экологическое проектирование регламентируется правилами проек­тирования,строительными нормами и правилами (СНиПы), ведомствен­ными нормативами и инструкциями по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности определенного объекта проектирования и также санитарными нормами и правилами проектирования различных промышленных природоохранных и других объектов (СанПиН).

Нормативно-методическая основа экологического проектированияв РФопределяется следующими документами:

«Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (утверждена Приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539);

«Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (утверждено приказом Госкомэкологии РФ 16 мая 2000 г. № 377, зарегистрировано в Минюсте 4 июня 2000 г. № 2307);

разделом 8 «Инженерно-экологические изыскания» в СНиП 11-02-96, разработанными Министерством строительства Российской федерации (Минстрой России), 1997 г.;

разделом «Инженерно-экологические изыскания для строительства» в Своде правил по инженерным изысканиям для строительства (СП-11-102-97), разработанным государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России);

«Санитарными нормами и правилами проектирования промышленных предприятий» (СН 245-71);

Санитарными нормами и правилами проектирования, строительства и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов;

«Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4960-88);

Санитарными правилами и нормами охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН № 4630-88);

Санитарными правилами по охране атмосферного воздуха населенных мест (Минздрав СССР, 1989 г.).

Нормативная основа экологического обоснования проектов в РФ — это Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности; Правила по экологическим изысканиям СНиП (строительные нормы и правила) и СанПиН (санитарные правила и нормы).

Согласно этим нормативам, экологическое обоснование хо­зяйственной и иной деятельности на разных стадиях проектирования осуществляется для оценки экологической опасности проектов, учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия реализуемых объектов на окружающую среду.

Таким образом, экологическое обоснование проектов — совокупность доводов (доказательств) и прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой деятельности для экосистем (природно-территориальных комплексов) определен­ного региона и человека.

Экологическое нормирование (ЭН) — это научная и правовая деятельность, направленная на охрану природы и рациональное природопользование.

Экологическое нормирование разрабатывает экологи­ческие регламентыи нормативыантропогенного воздействия на эко­системы, при которых сохраняется нормальное функционирование этих систем. Цель ЭН — выявление уровня антропогенных воздей­ствий, при которых не происходит структурно-функциональных пе­рестроек экосистем, ландшафтов.

В экологическом нормировании прослеживается две стратегии. Первая покомпонентная, связанная с нормированием состояния от­дельных компонентов: вод (поверхностных, почвенных и грунтовых), атмосферы, грунтов, почв, растительного покрова, животного мира.

Относительно самостоятельное ответвление покомпонентного нормирования — регламентация использования отдельных компонентов ландшафта, выступающих как ресурсы (вод, почв, лесов и т. д.). Вторая стратегия нацелена на оценку состояния ландшафта в целом, ко­торый как системный объект интегрирует в себе взаимодействия всех природных и антропогенных процессов.

Состояние современных ландшафтов зависит во многом от форм хозяйственного использования территории.

Для каждого типа использования территории в конкретных физико-географических условиях существуют свои достижимые стандарты со­стояния, которые определяются замкнутостью и емкостью круговорота веществ и зависят также от социально-экономического развития обще­ства. Объект оценивается при наложении друг на друга трех схем иерар­хической организации территории: бассейновой, организующей пото­ки минерального вещества и воды; ландшафтной, создающей простран­ственную структуру среды; административной, отвечающей за решения социальных, экономических и экологических конфликтов.