Реальная проблема

 

Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты Участники разыгрывают ролевую игру на решение проблемы.   Упражнение предлагает креативный способ решения проблем.   Нет, если участникам не понадобятся визуальные матералы.   60 минут.   1. Если у вас большая группа, рзделите ее на команды по 4-6 человек. 2. Каждая команда готовит сценку на тему бизнес-проблемы. Суть проблемы выбирает один из членов команды. Дайте командам на поготовку 25 минут. 3. Каждая команда представляет свою сценку всей группе, затем все участники тренига обсуждают проблему и способы ее решения. Время этой части – 15 минут.   Обсуждение не обязательно, кроме случаев, когда необходимо обсудить эффективность подхода. Основные вопросы для обсуждения: дискуссии в группе во премя разработки сценки и дискусии после ее представления.   Можно изменить формат проведения упражнения: вместо общей групповой дискуссии каждая команда разыгрывает сценку, представляющую решение одной проблемы, вынесенной на обсуждение всей группы. Время проведения – то же.

 

Непонятные правила?

 

Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты Участники должны найти зашифрованное слово в несясно сформулированном задании.   Это упражнение показывает, как многозначность может стимулировать воображение.   Флипчарт. Ручка и бумага для каждого участника.   5 минут.   1. Напишите на флипчпрте набор букв:   КЛРАИНСЕКАПО   2. Попросите участников переписать эти буквы и зачеркнуть 6 из них тк, чтобы из оставшихся букв получилось слово. Менять последовательность букв нельзя. Ответ: В данном случае ответ «КРАСКА”. Возможно, есть другие варианты.   Постановка задачи неоднозначна, и возможны другие решения. Обсудите подходы участников к решению задачи; разберите, как повышается возможность неординарного подхода, множественности решений при неоднозначности условий.   Можно зшифровать любое слово, возможно, являющееся ключом к другой загадке.

 

Мозговой штурм

 

Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты Это вариация «мозгового штурма”, в котором вместо бумаги используются карточки или клейкие листочки.   Упражнение представляет собой новый метод и позволяет использовать креативный подход.   Вам понадобятся цветные карточки размером приблизительно 20Х7,5 см и скотч или большие клейкие листочки. Кроме того каждому участнику понадобится маркер.   30 минут.   1. Разделите участников на небольшие команды. 2. Дайте задание. Например, попросите участников придумать максимальное количество применений какого-нибудь простого предмета - кирпича или скрепки и т.п. 3. В течение 20 минут каждая команда записывает свои идеи на карточки/клейкие листочки и приклеивает их на доску или стену. Карточки группируются, чтобы избежать повторов. Каждая команда должна выбрать участника, который будет вести/обрабатывать этот этап. 4. Команда подсчитывает, сколько способов исепользования предмета удалось придумать. Команда выбирает три, на их взгляд, самых оригинальных применения и объясняет свой выбор. 5. Группа собирается вместе, и каждая команда представляет свои результаты.   Проведите дискуссию на тему испльзования метода «мозгового штурма” при решении проблем.   1. В продолжение упражнения можно дать еще одно задание: в течение 10 минут команды думают над тем, что нельзя делать с предметом. Когда они представляют свои результаты, другие команды спорят с ними. 2. Это второе задание может спровоцировать дискуссию на тему, как переформулированный вопрос может стать продуктивным способом генерации идей или, по крайней мере, исключения завдомо невозможных решений. Дальше можно обсудить использование существующих или более продвинутых технологий.

 

C’est la vie!

 

Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты Участники придумывают свою метафору на тему смысла жизни.   Упражнение демонстрирует силу метафоры при креативном решении проблемы.   Ручка и бумага для каждого участника.   10 минут.   Попросите участников придумать и записать метафору смысла жизни. Например : «Жизнь – как банка консервов: если даже и удается найти консервный нож, все равно очень трудно открыть. Если ножа нет, может получиться полная ерунда. Но даже если вам удается ее вскрыть, все равно останется что-то, что вы никогда не сможете из нее извлечь”.   Обсудите роль метафоры в стимулировании мышления.   Будьте креативны – придумайте собственную метафору!

 

Рисунок проблемы

 

Описание Цель Материалы Время Процедура Обсуждение Варианты Проблема изображается в виде рисунка. Предыстория: это упражнение базируется на одном из подходов к решению проблем, вырабатанном в кнце 1980-х годов. Я использовал его для визуальизации вербальной формулировки задачи.   Упражнение демонстрирует различенные способы подхода к проблеме. Для учасников это возможность прявит всю свою креативность и нестандартность мышления.   Ручка и бумага для каждой команды (или фломастер и лист бумаги для флипчарта).   70 минут для двух команд.   1. Разделите участников на команды (это упражнение можно делать индивидуально или в командах. Командам удается показать лучшие результаты). 2. Опишите проблему. 3. Попросите каждую команду за 20 минут сделать рисунок проблемы, как они ее видят. 4. Команды в течение 5 минут представляют свои рисунки группе и обсуждают их. 5. Затем за 20 минут каждая команда должна нарисовать возможное решение проблемы. 6. У команд будет 10 минут на презентацию и обсуждение решений.   Обсудите процесс создания картинки. Появились ли свежие идеи? Обсудите использование при решении проблемы правой половины мозга вместо левой.   Команды рисуют серию картинок для описания проблемы.