Муниципальный правотворческий процесс.
Здесь мы уже говорим о процедуре, связанной с принятием этих актов.
Правотворческий процесс – это официальный порядок осуществления юридически значимых действий субъектами муниципального правотворчества.
Правотворческий процесс регламентируется в регламентах соответствующих органах местного самоуправления.
Рассмотрим эту процедуру на основе представительного органа.
1. Первая стадия. Подготовка и рассмотрение муниципального правового акта (круг тех лиц, которые могут внести проект на рассмотрение муниципального представительного органа).
Это может сделать:
- Глава муниципального образования;
- Глава местной администрации;
- Группа депутатов либо один депутат представительного органа;
- Инициативная группа граждан;
- Орган ТОС (территориального общественного самоуправления);
- Иные субъекты в соответствии с уставом, если устав расширит этот перечень.
Предварительное рассмотрение внесённых проектов осуществляется постоянными комиссиями представительных органов местного самоуправления. В некоторых случаях проект решений подлежат обязательному вынесению на публичные слушания.
Некоторые акты, связанные с расходованием средств местного бюджета, могут вноситься на рассмотрение представительного органа только главой местной администрации либо при наличии заключения главы местной администрации.
2. Вторая стадия. Принятие и подписания муниципальных правовых актов.
Три варианта (три случая) принятия нормативных актов.
1) Нормативные общеобязательные акт принимаются большинством от установленной численности депутатов.
2) В некоторых случаях – квалифицированное большинство требуется (не менее 2/3) – такое количество требуется для принятия устава муниципального образования, для преодоления вето главы муниципального образования, в ряде случаев – для выражения недоверия должностным лицам либо принятия решения о самороспуске, либо другим решениям, предусмотренным уставом.
3) Решение по остальным (внутриорганизационным) вопросам. Принимается большинством депутатов, принявших участие в голосовании.
Подписание.
Нормативные правовые акты представительного органа подписывает глава муниципального образования, а иные акты – председатель представительного органа.
Глава муниципального образования, который является главой администрации, имеет право отклонить направленный на подписание муниципальный правовой акт.
В течение 10 дней глава муниципального образования должен направить своё мотивированное обоснование в представительный орган.
Представительный орган вновь рассматривает этот акт (то есть, повторно) и может утвердить его в прежней редакции большинством не мене 2/3 от установленной численности. В этом случае этот акт подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи (7) дней – глава администрации обязан подписать и обнародовать.
Устав города Воронежа: нормативные акты, которые направлены главе округа после повторного утверждения и не подписанные им в случае отсутствия его или в случае невозможности им выполнения должностных полномочий по истечении 14 дней подписывается председателем представительного органа.
3. Вступление в силу муниципальных актов и отмена актов.
Муниципальные акты вступают в силу в порядке, предусмотренном уставом муниципального акта. Обычно – со дня их подписания управомоченным лицом. При этом всегда нужно помнить о конституционной норме, что акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина вступают в силу с момента их опубликования или обнародования (в Воронеже есть «Воронежский курьер» – специальная газета, где публикуются акты).
Муниципальные акты могут быть отменены:
1) Органом или должностным лицом, их издавшими – это по вопросам местного значения.
2) Судом.
3) В части исполнения определённых государственных полномочий – уполномоченным органом государственной власти.