Тема: Дефекты произношения твердых и мягких звуков.
Цель: знакомство с основными недостатками произношения твердых и мягких согласных звуков и методикой их исправления.
План:
1. Дефекты твердости и смягчения согласных звуков.
2 Методы исправления нарушений произношения твердых и мягких звуков.
Контрольные вопросы:
1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых звуков от характеристики их мягких пар.
2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения согласных звуков вы знаете; приведите примеры.
3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения согласных звуков на состоянии письменной речи ребенка в период обучения в школе? Если вы считаете, что будут, то объясните, как и почему.
4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения согласных звуков обследовать строение и функции артикуляционного аппарата? Если нужно, то назовите соответствующие упражнения.
5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения согласных звуков обследовать состояние физического и фонематического слуха? Какие упражнения вы подберете для обследования?
6. Вспомните причины недостатков твердости и смягчения согласных звуков и исходя из этого сформулируйте основные направления их коррекции. Осветите особенности подготовительного этапа при коррекции недостатков твердости и смягчения согласных звуков.
7. Какие приемы коррекции недостатков твердости и мягкости согласных построены на подражании (с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы)?
8. Назовите приемы коррекции недостатков твердости и мягкости согласных, построенные на использовании механической помощи? В чем они заключаются?
9. Почему исправление недостатков твердости и смягчения
согласных рекомендуют начинать со звуков [т], [д], [н]?
10. Перечислите основные формы работы по автоматизации
и дифференциации твердых и мягких согласных звуков.
Практические задания:
1) На основании изученной литературы , заполните таблицы №№12, 13.
Таблица 12
Твердые звуки | |
Мягкие звуки |
Таблица 13
Варианты дефектов твердости и смягчения согласных звуков | примеры | Логопедическое заключение |
2) Подготовьте сообщение о причинах, вызывающих недостатки твердости и смягчения согласных звуков.
Методические указания и дополнительный материал:
При ответе на первый пункт плана обратите внимание на то, что в произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков.
Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки ([п] — [п'], [р] — [р'] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар.
Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу.
Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть:
— неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким;
— слабость мышц языка;
— несформированность фонематических процессов;
— снижение физического слуха.
Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков:
а) замены мягких согласных звуков в речи их парными твердыми звуками (масо — «мясо», пат — «пять» и т.д.);
б) смягчение твердых согласных, замена их парными мягкими («дом» — дем, «заяц» — зяяць, «тарелка» — тярелка и т.д.);
в) смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.
Если первые два варианта по своей структуре относятся к фонетико-фонематическим дефектам, то третий вариант является фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно.
Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков — выгибание средней части спинки языка и ее опускание.
Отвечая на второй вопрос, перечислите и охарактеризуйте все существующие приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков.
Литература:
1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи . -М. , 1973.
2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2002.
3. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.
4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.
5. Филичева Т.Б.и др. Основы логопедии. - М., 1989.
6. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.
.6. Фомичева. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.