Сакральный характер знаний

 

Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет. Шумерами было изобретено колесо и повозка, гончарный круг и бронза, цветное стекло, клинопись. На высоком уровне находилось ювелирное искусство. У шумеров была развита математика, они пользовались шестидесятеричной системой исчисления. Шумеры создали правовые кодексы, в литературе - мифологический эпос (поэма о Гильгамеше).

 

Герой эпоса Гильгамеш был легендарным царем Урука. В поэме он представлен сыном простого смертного и богини Нинсун. (Сравните с рождением Христа.) Подробно описываются странствия Гильгамеша по миру в поисках тайны бессмертия. В мировой литературе приняли и адаптировали легенду к своим национальным культурам.

Шумерская мифология — одна из древнейших. Мифы о сотворении мира, о всемирном потопе были рождены шумерами. В шумерской цивилизации были заложены начала науки, которая была вписана религиозное мировоззрение. Шумерские жрецы систематически проводили научные наблюдения на протяжении длительного времени.

Например, в Уре обнаружен реестр астрономических наблюдений на протяжении 360 лет. На основании этих наблюдений было установлено, что год составляет 365 дней 6 часов 15 минут 41 секунду. Но все знания хранились жреческой кастой в тайне. К ним стремились не столько с целью раскрытия законов, управляющих миром, сколько для чтобы посредством него господствовать над массами. В сакральных цивилизациях Древней Месопотамии трудно указать область знания, которая не служила бы целям управления обществом. Халдейские, ассирийские, вавилонские жрецы и маги, как и в Древнем Египте, имели обширные знания о психике человека, владели опытом внушения и гипноза.

Характерной особенностью месопотамской культуры является представление о правомерности смерти, которая представляет собой зло (в противоположность отношению к смерти в Египте). В культуре Месопотамии реалистически подходили к природе человека и исключали какую-либо надежду на счастливую загробную жизнь. Смысл жиз­ни человека видели в борьбе со злом, впоследствии чего наградой бу­дет доброе имя и благодарная память потомков.

В 3 тыс. до н. э. в Шумере произошло явление, которое мы сегодня могли бы назвать «экономическим чудом». Клинописные записи, сделанные на глиняных табличках, раскрывают перед нами картину поистине сказочного изобилия Шумера. Основой многоотраслевой шумерской экономики являлось сельское хозяйство. Благодаря земле­дельческому таланту шумеров мертвые земли были превращены в цве­тущий край. Но шумеры были и большими педантами: 80 время раско­пок археологами найдены десятки тысяч табличек, из кт видно, какое огромное значение шумеры придавали отчетности, составлению деловых документов.

Шумеры были весьма художественным народом. Очень рано у них
развилась скульптура, хотя в стране было мало камня. Храмы шуме­ров удивительно напоминают современные сооружения своими гео­метрическими формами. Священные храмы — эиккураты возводились на холмах из сырцовых кирпичей и облицовывались глазурованными плитками, выложенными мозаично в виде геометрического орнамен­та. Зиккурат, построенный в Вавилоне (высота 91 м), упоминается в библии. Стиль шумерского искусства был воспринят вавилонской и ассирийской цивилизациями.