Йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм) и методы их исправления.
Цель: знакомство с основными видами нарушений группы заднее- и среднеязычных звуков и методикой их исправления.
План:
1. Логопедическая характеристика фонем [i, к, х, г].
2. Нарушения произношения средне- и заднеязычных звуков.
3. Методика логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [i, к, х, г].
Контрольные вопросы:
1. Дайте логопедическую характеристику задне- и среднеязычных звуков по следующей схеме:
место образования
способ образования
твердость / мягкость
звонкость / глухость
2.Перечислите и охарактеризуйте виды неправильного произношенияк, г, х, j. Перечислите характерные замены звуков к, г, х, j. Сравните механизм образования звуков в норме и при различных видах каппацизма, гаммацизма, хитизма, йотацизма. Нарисуйте их профили артикуляции.
3. Опишите подготовительные игры и упражнения для формирования произношенияк, г, х, j.
Практические задания:
- Подберите дидактический материал для дифференциации звуков [г]- [к]; [г]- [д]; [к]- [т] в словах и предложениях.
- Составьте конспекты индивидуального и подгруппового логопедических занятий по постановке и автоматизации звуковк, г, х, j (один звук на выбор).
Методические указания и дополнительный материал:
Подготовку к данной теме следует начать с усвоения определений недостатков произношения средне- и заднеязычных звуков. Фонетический дефект, проявляющийся в отсутствии или искажении звуков [к], [к'], носит название каппацизма; [г], [г'], — гаммацизма; [х], [х'] — хитизма и [j] — йотацизма.
Нарушение произношения средне- и заднеязычных звуков, выражающееся в их замене другими звуками русского языка, называется паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом и парайотацизмом, соответственно и по своей структуре является фонетико-фонематическим дефектом.
Ответить на первый пункт плана вам помогут материалы кн. М.Ф. Фомичевой (см. п.6 списка литературы).
При ответе на второй пункт плана охарактеризуйте основные виды нарушений произношения звуков [к], [г], [х], [j].
К основным видам паракаппацизма относятся замены звука [к] звуками [т] и [х].
Примером истинного каппацизма является искажение звука [к], в результате которого слышится характерный фаринигальный щелчок, который возникает вследствие того, что голосовые складки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка разрывается, и воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Другой разновидностью каппацизма является боковое произношение звука [к].
Недостатки произношения звука [г] проявляются в заменах его звуком [д] — парагаммацизм . Истинный гаммацизм бывает нескольких видов. В одних случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в других — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.
Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звуками [т], [к]. При искажениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фарингиальный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сближенными голосовыми складками.
Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'],[х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое произношение, причиной которого является недостаточная работа мышц одной половины языка, неплотно прижимающейся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.
Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточно редко и проявляются в замене его звуком [л'].
Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке средне- и заднеязычных звуков: [т] → [к]; [д] → [г]; [с] → [х]; [х'] → [j].
Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного звука длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.
Литература:
1. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2002.
3. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.
4. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.
5. Филичева Т.Б.и др. Основы логопедии. - М., 1989.
6. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.
.6. Фомичева. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.