Секта бухгалтеров
Компания Arthur Andersen была основана в 1913 году. Тогда на каждый доллар, который компания получала за аудит, приходилось по $2,69 в виде прибыли за консалтинг – то есть за разъяснение того, что компания представляла в качестве аудиторского отчета.
«Нашим основателем был профессор Артур Андерсен из Чикаго», – рассказывают в компании. Этот человек учил своих сотрудников думать по-другому. Сначала он учил своих студентов быть всегда первыми и лучшими. Затем, когда они оканчивали университет, Артур Андерсен учил их улучшать финансовую отчетность компаний, доверивших им составление своих отчетов. Ученики, похоже, поняли это буквально.
Так компания Артура Андерсена превратилась в своеобразную секту, объединившую в своих рядах бухгалтеров, исповедовавших новый взгляд на бухучет и аудит.
Сотрудники Andersen до сих пор называют основателя компании «учителем» и повторяют его советы: «Будьте мужественны, загляните за пределы того, что показывают вам цифры». Не правда ли, хороший совет для трусливого льва, которого повстречала в лесу девочка Дороти по дороге в страну Оз?
Заслуга создателя новой религии Артура Андерсена состояла в том, что он поддерживал имидж компании как оракула в годы Великой депрессии в США. Он сыграл на устойчивости американского бизнеса. В то время сделать такое не смог больше никто – ну разве это не волшебство?
Основатель «секты бухгалтеров» Артур Андерсен умер в 1947 году. После смерти основателя главой компании стал молодой и энергичный Леонард Спачек, который убедил членов «секты» оставаться верными ее принципам, несмотря на неопределенность тогдашней финансово-экономической ситуации в стране. Именно благодаря Леонарду Спачеку компания Arthur Andersen возвысилась над всеми другими аудиторами и вошла в «большую пятерку». Леонарду Спачеку компания обязана и тем, что ее прибыль увеличилась с $8 млн до $130 млн. Спачек лично открыл пять первых европейских офисов компании. Благодаря экспансии в Старый Свет Arthur Andersen стала одной из самых крупных и уважаемых компаний в мире.
В 2000 году Arthur Andersen сочла нужным изменить статус и название. В результате образовались две компании – Arthur Andersen и Andersen Consulting. У этих компаний разные задачи: одна занимается консалтингом, а другая специализируется только на аудите.
Разделение компании на два подразделения, ранее выполнявших одни и те же функции, вполне логично. Как сказал заместитель председателя Федеральной комиссии по ценным бумагам России Владимир Миловидов, проблема совмещения аудиторских и консалтинговых функций – одна из самых сложных в этой области. Однако не многие компании последовали за Andersen: трудно сразу переключиться на новые реалии. Так, PricewaterhouseCoopers до сих пор придерживается стародавних принципов, и в результате вынуждена оправдываться перед обвинениями в некорректном аудите «Газпрома».