Позиции психолога в консультативном процессе. Распределение ответственности в консультировании.

Существуют две основные позиции консультанта (Столин В.В.): пассивная и активная.

Активная позиция консультанта означает его взаимодействие с клиентом, оказание влияния на клиента в виде убеждения, применяемых техник и методик.

Пассивная позиция психолога консультанта представляет собой способ активного слушания по К.Роджерсу. Активное слушание не подразумевает советов, интерпретации, указание действий. При активном слушании 2/3 времени консультации говорит клиент. В тоже время психолог не просто слушает, а активно включен в ситуацию клиента, в его переживания, в его цели, в его мировоззрение. Задача психолога помочь клиенту осознать и прочувствовать свою проблему самостоятельно, углубляясь в свой мир все дальше и дальше.

Абрамова Г. Говорит о позиции сверху, снизу, на равных.

На консультации психолог может занимать ограниченное число позиций. Реализация таких позиций, например, как судья или защитник, запрещена.

Какие позиции приемлемы для психолога в процессе консультации?

Психолог - нейтральный советчик. В этом случае психолог выслушивает клиента, задает дополнительные вопросы и в конце беседы, основываясь на профессиональных знаниях, опыте интуиции, высказывает совет или рекомендацию. Клиент, в свою очередь, может последовать совету, данному психологом, но может и проигнорировать его. Последнее чаще всего происходит по многим причинам. Например, психолог предложил нереальный или непрактичный совет, клиент не готов к выполнению совета, либо клиент вообще не ожидал конкретного совета от психолога, а просто пришел "поговорить по душам".

Психолог-программист. После рассказа клиента психолог разрабатывает программу возможных способов воздействия на самого клиента или его проблемную ситуацию с целью изменения его отношений или регулирования ситуации в целом. Программа, разработанная психологом, состоит из ответов на вопросы: "Что "Когда "Как делать?" Например, на консультацию обратился старшеклассник, обеспокоенный тем, что у него возникают определенные состояния, когда он не владеет собой и может проявить немотивированную агрессию ("быстро завестись"). После детального разбора ситуаций, в которых юноша теряет контроль над собой, психолог составил программу психотехнических упражнений и режима жизни, а также предложил юноше заниматься аутотренингом под наблюдением психолога.

Психолог-слушатель. Иногда на консультацию приходят "просто поговорить с хорошим и умным человеком". По существу, разговор клиента с психологом, настроенным открыто и гуманно к своему собеседнику, - психологическая и коммуникативная ценность для клиента и имеет для него несомненную пользу. В результате душевного человеческого разговора, скорее не клиента и психолога, а двух понимающих друг друга людей, обратившийся на консультацию получает облегчение, удовлетворение и, успокоившись, самостоятельно находит решение своей проблемы.

Психолог -"зеркало". Известно, что человек, находясь в проблемной ситуации, относится к себе и людям, с которыми он взаимодействует, довольно субъективно и пристрастно. Он может "накручивать", искажать или усиливать напряженность ситуации; испытывать сверхтревожность и страхи, опасаясь, что произойдет "что-то ужасное"; обвинять кого-то из близких во всех грехах, снимая с себя ответственность за происходящие события; ощущать самого себя в тупике и чувствовать свое бессилие "хоть что-то понять в том, что происходит". В этом случае клиент нуждается в том, чтобы другой человек, отстраненный и не включенный в его проблемную ситуацию, объяснил, что происходит, нарисовал объективное отображение событий, помог понять его роль в этих событиях, а также позиции людей, связанных с ним и влияющих на него. Психолог должен быть готов к тому, чтобы выстроить объективную модель ситуации клиента, показать его собственную роль в происходящих событиях. Если клиент принимает модель ситуации, составленную психологом, он обретает чувство понимания ("Теперь я что происходит. Раньше я страдала и никак не могла понять, что же случилось"). Вместе с пониманием к клиенту приходят успокоение и способность к принятию решения и действию.

Довольно часто за консультацией обращаются люди, находящиеся в противоположной ситуации относительно той, что описана выше: они все понимают, спокойны, объективно и разумно оценивают свое участие в развитии болезненных, сложных и проблемных событий в своей жизни и... ничего не делают. Не предпринимают никаких усилий для того, чтобы в своей собственной жизни, во взаимоотношениях с родными людьми и коллегами по работе попытаться что-то исправить, изменить в лучшую сторону. Они либо покорно смиряются с тем, что происходит, и в этом смирении находят личное удовлетворение для себя, несмотря на то что страдают близкие для них люди, либо "надевают роль" неудачников «У меня никогда ничего не получалось и не получится в жизни». В подобных обстоятельствах задача психолога заключается в том, чтобы ненасильственно, не применяя нажим или давление, искусно и незаметно для самого клиента "запустить процесс": создать толчок к активизации его отношения к ситуации, к началу его деятельного включения в разворачивающиеся события его собственной жизни. Один из самых приемлемых способов активизации позиции клиента - укрепление его уверенности в себе, в его "добрых силах", его способности к управлению событиями своей личной жизни и ожиданию желаемого, позитивного результата для себя и своих близких.

Какую позицию выбрать на консультации?

Выбор позиции в основном зависит от трех факторов: характера клиента и его проблемы, а также личностных и профессиональных возможностей психолога. Если к психологу пришел умный, интеллигентный и образованный человек, серьезно озадаченный возникшими у него проблемами и готовый приложить собственные усилия к их разрешению, психолог может выбрать позицию либо нейтрального советчика, либо программиста.

Ели к психологу обратилась эмоциональная женщина, мать одного из учащихся, остро переживающая свою проблему, искренне желающая "все изменить к лучшему" – реализуются позиции "зеркала" и программиста.

У психолога на консультации женщина, которая многие годы терпит унижения и агрессию со стороны мужа, понимает свое отчаянное положение, но подавлена и пассивна ("Надо все изменить, но я ничего не могу сделать"). В этой ситуации психолог может занять позицию "катализатора".

Возможные уровни адекватности запроса связаны с распределением ответственности в работе с проблемой и ее решением между психологом и клиентом.

Клиент убежден, что психолог все знает, может совершить чудо и решить имеющиеся проблемы.

Клиент считает, что решать проблемы он будет сам, а консультант должен предложить много способов решения, из которых можно сделать выбор.

Клиент готов работать над своей проблемой и воспринимает консультанта как заинтересованного слушателя, проводника в процессе решения проблемы, изменения взгляда на нее.

return false">ссылка скрыта

Нередко на консультации клиент ведет себя по отношению к психологу, как больной к врачу. Он как специалист должен знать лучше, чем я. Но различий между психологом и врачом гораздо больше, чем сходства. Медик работает с физическим телом, то есть на уровне «видимого». Он обследует клиента, проводит анализы, ставит диагноз и выписывает лекарства для лечения. Отношения врача — это отношения «верхней позиции», так как предполагается, что он про тело знает го­раздо больше, чем больной. Поэтому для успешного лечения клиент должен, прежде всего, доверять врачу больше, чем себе. Основную ответственность за результат лечения несет врач, «он лечит».

Психолог же имеет дело с психическим телом, которое по своей природе невидимо. Он не лечит, не ставит диагноз и не прописывает таблеток для избавления от страданий. Вместо этого он помогает человеку разобраться в себе. Поэтому отношения с клиентом у психолога строятся по другому принципу: только сам человек точно знает, что происходит «внутри» его субъективной реальности. Психолог может лишь догадываться. Работа психолога заключается как раз в том, чтобы человек научился доверять себе по поводу себя.

С процессом консультации можно привести следующую аналогию. Например, происходит спасение человека, заваленного в шахте. Спасатель находится наверху и, конечно, может лишь предполагать, что творится там, под землей. При этом есть радиосвязь и он может переговариваться с потерпевшим. «Что ты видишь?» — спрашивает спасатель. «Я вижу две кнопки разного цвета», — отвечает человек. «Какого цвета?» — «Красную и черную». — «Нажми на красную кнопку», — говорит спасатель. «Нажал. Заработал какой-то мотор». — «Теперь нажми на черную». — «Дверь открылась». — «Выходи. Что видишь теперь?» и т.д. Воссоздавая на основе описания человеком заваленного пространства, спасатель может подсказать правильное решение.

На этом примере можно увидеть, в чем разница ответственности психолога и клиента. Ответственность психолога заключается в создании психологических конструкций с учетом всей, пусть даже противоречивой информации от клиента. Ответственность клиента в том, чтобы снабдить психолога точной информацией. Если клиент будет что-то утаивать, то психолог может создать ошибочную интерпретацию, которая может быть не только бесполезной, но и вредной.

Но ситуация обычно усложняется тем, что до психолога были еще другие, которые пробовали себя в роли спасателя, не имея на то квалификации. От их «помощи» человека еще глубже завалило. Поэтому человек перестал доверять, боится, чтобы не было хуже. Прежде чем довериться, он начинает устраивать разные проверки на предмет выяснения надежности спасателя. Он не видит, какой из себя спасатель, и путает его с прежними. И если случайно или необдуманно психолог—спасатель повторит их ошибки, то доверие может исчезнуть окончательно.