Практическое занятие №10
Тема: Недостатки произношения звуков: [л], л']
(ламбдацизм и параламбдацизм) и методы их исправления.
Цель: знакомство с основными видами нарушений группы сонорных звуков [л], [л'] и методикой их исправления.
План:
1. Логопедическая характеристика фонем [л], [л'].
2. Виды ламбдацизма и параламбдацизма.
3. Этапы логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [л], [л']: подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация.
Контрольные вопросы:
1. Опишите механизм образования звуков [л], [л'].Объясните, почему звук [л] смычно-проходной.
2. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звука [л] вы знаете? Объясните разницу между ними.
3. Сравните механизмы нормального образования звука [л] и нарушенного при различных видах ламбдацизма.
4. Назовите возможные причины нарушения произношения звуков [л], [л'].
5. Нужно ли при наличии дефектов произношения звуков [л], [л'] обследовать состояние артикуляционной моторики, дыхания и голоса?
6. В каких случаях нарушения произношения звуков [л], [л'] необходима проверка состояния фонематического слуха?
7. Назовите особенности подготовительного этапа коррекционной работы при раличных видах ламбдацизма.
8. Какими приемами постановки звука [л] вы воспользуетесь при двугубном, носовом, боковом ламбдацизме, при параламбдацизме и при отсутствии звука [л] в речи ребенка?
9. На какие анализаторные системы опирается логопед в процессе работы по дифференциации звуков [л]
Практические задания:
1. Дайте характеристику звуков [л], [л']по следующей схеме:
по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости
по участию в артикуляции мягкого нёба
по работе голосовых складок
по способу образования
по месту образования
по степени напряжения средней части языка
2. Изобразите графически и сопоставьте профили артикуляции звуков [л], [л'], охарактеризуйте их различия.
3. На основании изученной литературы, заполните таблицы №№8,9.
Таблица 8
Виды ламдацизма | Положение органов артикуляции |
Таблица 9
Виды параламбдацизма | Положение органов артикуляции |
3. Из книги В. И. Селиверстова "Речевые игры с детьми". - М. , 1989, подберите игры для автоматизации звука [л].
4. Подберите упражнения на дифференциацию звуков [л] и [в] (в изолированном варианте, в словах, фразах, в стихах, в загадках, в поговорках).
Методические указания и дополнительный материал:
Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что недостатки произношения звуков [л] и [л'] называются ламбдацизмом. Истинным, или фонетическим, ламбдацизмом является отсутствие звука [л]и его искажение. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене [л] другим звуком русского языка, носят название параламбдацизм. Готовясь к ответу на этот вопрос плана, научитесь описывать правильный уклад органов артикуляции звука [р] и его мягкой пары [р']. Мягкий звук [л'] отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-средняя часть его спинки; смыкается не только язык с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки с альвеолами. Нередко [л'] вообще произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами.
Для ответа воспользуйтесь рекомендованными пособиями (см. п.п. 2;3 списка литературы).
Отвечая на второй пункт плана, обратите внимание на то, что нарушения произношения и твердого, и мягкого [л] встречаются редко. Обычно неправильно произносится лишь твердый звук. Это объясняется тем, что он более сложен по артикуляции. В зависимости от этого формирование звука [л] часто запаздывает и наблюдается достаточно много вариантов его неправильного произношения.
Наиболее распространенными видами ламбдацизма являются:
— отсутствие звука [л] или удлинение смежных гласных (аампа, паака, стоо вместо «лампа», «палка», «стол»);
— двугубное произношение [л] наподобие краткого [у], встречающегося в некоторых диалектах, или звука [w], свойственного фонетическому строю английского языка;
— произнесение [л] в виде заднеязычного носового звука типа английского или немецкого [ng];
— возможно межзубное произношение [л], когда слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами;
— встречается боковое одностороннее произношение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка. Такое произношение [л]обычно сочетается с боковым произношением шипящих звуков и [р].
Более многочисленны случаи параламбдацизма в виде замен звука [л] кратким гласным [ы], губно-зубным согласным [в] или гласным [у]. При таких заменах активное участие в артикуляции звука принимает нижняя губа или губы, а не язык.
Возможна замена [л] мягким или полумягким [л], среднеязычным [j]. Изредка встречается замена звуком [р]. Звук [л] может заменяться также взрывным заднеязычным [г] или его фрикативным вариантом (гампа, пагка, стог).
Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука [л], могут быть следующие:
— укороченная подъязычная связка;
— слабость мышц языка;
— несформированность фонематических процессов.
Останавливаясь на методах исправления ламбдацизма, обратите внимание на то, что для правильного произношения звука [л] надо выработать:
— подъем кончика языка вверх;
— подъем задней части спинки языка вверх;
— умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю между боковыми краями языка и коренными зубами;
— нейтральное положение губ.
Необходимые артикуляционные навыки достигаются выполнением комплекса подготовительных упражнений.
Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Если по подражанию звук поставить не удается, то используют специальные приемы постановки.
Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивается этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необходимо провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи
Литература:
1. Герасимова А.С. Программа развития и обучения дошкольника. Говорим правильно 6 лет. - М., 2000.
2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1998.
3. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. - С-СП, 1998.
4. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке. - Р/Д, 2002.
5. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.
6. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М., 1989.
7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М., 1989.
8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2000.- С. 131-132.
9. Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина Говори правильно. Альбом для логопеда. - М., 2000.