Практическое занятие №10

Тема: Недостатки произношения звуков: [л], л']

(ламбдацизм и параламбдацизм) и методы их исправления.

Цель: знакомство с основными видами нарушений группы сонорных звуков [л], [л'] и методикой их исправления.

План:

1. Логопедическая характеристика фонем [л], [л'].

2. Виды ламбдацизма и параламбдацизма.

3. Этапы логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [л], [л']: подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация.

Контрольные вопросы:

1. Опишите механизм образования звуков [л], [л'].Объясни­те, почему звук [л] смычно-проходной.

2. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефек­ты звука [л] вы знаете? Объясните разницу между ними.

3. Сравните механизмы нормального образования звука [л] и нарушенного при различных видах ламбдацизма.

4. Назовите возможные причины нарушения произношения звуков [л], [л'].

5. Нужно ли при наличии дефектов произношения звуков [л], [л'] обследовать состояние артикуляционной моторики, ды­хания и голоса?

6. В каких случаях нарушения произношения звуков [л], [л'] необходима проверка состояния фонематического слуха?

7. Назовите особенности подготовительного этапа коррекционной работы при раличных видах ламбдацизма.

8. Какими приемами постановки звука [л] вы воспользуе­тесь при двугубном, носовом, боковом ламбдацизме, при параламбдацизме и при отсутствии звука [л] в речи ребенка?

9. На какие анализаторные системы опирается логопед в процессе работы по дифференциации звуков [л]

Практические задания:

1. Дайте характеристику звуков [л], [л']по следующей схеме:

по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости

по участию в артикуляции мягкого нёба

по работе голосовых складок

по способу образования

по месту образования

по степени напряжения средней части языка

 

2. Изобразите графически и сопоставьте профили артикуляции звуков [л], [л'], охарактеризуйте их различия.

3. На основании изученной литературы, заполните таблицы №№8,9.

Таблица 8

Виды ламдацизма Положение органов артикуляции
   

Таблица 9

Виды параламбдацизма Положение органов артикуляции
   

3. Из книги В. И. Селиверстова "Речевые игры с детьми". - М. , 1989, подберите игры для автоматизации звука [л].

4. Подберите упражнения на дифференциацию звуков [л] и [в] (в изолированном варианте, в словах, фразах, в стихах, в загадках, в поговорках).

Методические указания и дополнительный материал:

Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что не­достатки произношения звуков [л] и [л'] называются ламбдацизмом. Истинным, или фонетическим, ламбдацизмом явля­ется отсутствие звука [л]и его искажение. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене [л] другим звуком рус­ского языка, носят название параламбдацизм. Готовясь к ответу на этот вопрос плана, научитесь опи­сывать правильный уклад органов артикуляции звука [р] и его мягкой пары [р']. Мягкий звук [л'] отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-средняя часть его спинки; смыкается не только язык с деснами, но и зна­чительная поверхность передней части спинки с альвеолами. Нередко [л'] вообще произносится при опущенном кончике язы­ка путем смыкания передней части спинки с альвеолами.

Для ответа воспользуйтесь рекомендованными пособиями (см. п.п. 2;3 списка литературы).

Отвечая на второй пункт плана, обратите внимание на то, что нарушения произношения и твердого, и мягкого [л] встреча­ются редко. Обычно неправильно произносится лишь твердый звук. Это объясняется тем, что он более сложен по артикуля­ции. В зависимости от этого формирование звука [л] часто за­паздывает и наблюдается достаточно много вариантов его не­правильного произношения.

Наиболее распространенными видами ламбдацизма явля­ются:

отсутствие звука [л] или удлинение смежных глас­ных (аампа, паака, стоо вместо «лампа», «палка», «стол»);

двугубное произношение [л] наподобие краткого [у], встречающегося в некоторых диалектах, или звука [w], свойственного фонетическому строю английского языка;

— произнесение [л] в виде заднеязычного носового звука типа английского или немецкого [ng];

— возможно межзубное произношение [л], когда слышит­ся акустически правильный звук, а артикуляция зву­ка изменена, кончик языка находится между резцами;

— встречается боковое одностороннее произношение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка. Такое произношение [л]обычно сочетается с боковым произношением шипящих звуков и [р].

Более многочисленны случаи параламбдацизма в виде за­мен звука [л] кратким гласным [ы], губно-зубным соглас­ным [в] или гласным [у]. При таких заменах активное участие в артикуляции звука принимает нижняя губа или губы, а не язык.

Возможна замена [л] мягким или полумягким [л], средне­язычным [j]. Изредка встречает­ся замена звуком [р]. Звук [л] может заменяться также взрывным заднеязычным [г] или его фрикативным вариантом (гампа, пагка, стог).

Предрасполагающими факторами, ведущими к неправиль­ному произношению звука [л], могут быть следующие:

— укороченная подъязычная связка;

— слабость мышц языка;

— несформированность фонематических процессов.

Останавливаясь на методах исправления ламбдацизма, обра­тите внимание на то, что для правильного произношения зву­ка [л] надо выработать:

— подъем кончика языка вверх;

— подъем задней части спинки языка вверх;

— умение опускать боковые края языка и выдыхать воз­душную струю между боковыми краями языка и ко­ренными зубами;

— нейтральное положение губ.

Необходимые артикуляционные навыки достигаются вы­полнением комплекса подготовительных упражнений.

Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и от­личать правильное звучание от неправильного. Если по подражанию звук поставить не удается, то исполь­зуют специальные приемы постановки.

Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивает­ся этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необ­ходимо провести полную дифференциацию этого звука и его за­менителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи

Литература:

1. Герасимова А.С. Программа развития и обучения дошкольника. Говорим правильно 6 лет. - М., 2000.

2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1998.

3. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. - С-СП, 1998.

4. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке. - Р/Д, 2002.

5. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1987.

6. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М., 1989.

7. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. - М., 1989.

8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2000.- С. 131-132.

9. Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина Говори правильно. Альбом для логопеда. - М., 2000.