Практическое занятие №9
Тема: Недостатки произношения звуков: [р], [р']
(ротацизм и параротацизм) и методы их исправления.
Цель: знакомство с основными видами нарушений группы сонорных звуков [р], [р'] и методикой их исправления.
План:
1. Логопедическая характеристика фонем [р], [р'].
2. Виды ротацизма и параротацизма.
3. Этапы логопедического воздействия при устранении недостатков произношения [р], [р'] : подготовительный, постановка звука, автоматизация, дифференциация.
Контрольные вопросы:
1) Объясните, к артикуляции каких звуков близка артикуляция звука [р]. В чем сходство и различие между этими звуками?
2) В каком возрасте при нормальном речевом развитии появляется у детей звук [р]? Почему он формируется позднее других звуков?
3) Назовите фонетические и фонетико-фонематические дефекты произношения звука [р]. Раскройте различие между ними.
4) Сравните правильный механизм образования звука [р] и его нарушение при различных видах ротацизма и параротцизма.
5) Опишите приемы, которыми можно добиться правильного произношения звука [р].. Как поставить звук [р] с механической помощью? Какими зондами и другими приспособлениями при этом можно пользоваться?
6) Назовите специфические особенности логопедической работы при коррекции различных видов ротацизмов и параротацизмов.
Практические задания:
1. Дайте характеристику звуков [р], [р']по следующей схеме:
по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости
по участию в артикуляции мягкого нёба
по работе голосовых складок
по способу образования
по месту образования
по степени напряжения средней части языка
2. Изобразите графически и сопоставьте профили артикуляции звуков [р], [р'], охарактеризуйте их различия.
3. На основании изученной литературы, заполните таблицы №№6,7.
Таблица 6
Виды ротацизма | Положение органов артикуляции |
Таблица 7
Виды параротацизма | Положение органов артикуляции |
4. Из книги В. И. Селиверстова "Речевые игры с детьми". - М. , 1989, подберите игры для автоматизации звука [р].
5. Подберите речевой материал для дифференциации звуков [р] ; [л].
Методические указания и дополнительный материал к работе:
Готовясь к ответу по первому пункту плана, научитесь описывать правильный уклад органов артикуляции звука [р] и его мягкой пары [р']. Для ответа воспользуйтесь рекомендованными пособиями (см. п.п. 2;3 списка литературы).
При описании недостатков произношения звуков [р] и [р'] (второй пункт плана) обратите внимание на то, что поскольку данные звуки наиболее сложны по образованию и требуют участия в артикуляции всех мышц языка, то их нарушения бывают многообразными, выделяют до 28 вариантов ротацизма.
Разновидности ротацизма:
1. Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае обнаруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.
2. Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в виде:
- горлового дрожащего звука (велярный, увулярный ротацизм);
- двугубного звука («кучерское» произношение, английское «w»);
- бокового произношения (одностороннее, двустороннее);
- носового звука типа английского или немецкого «ng» (носовой ротацизм);
-одноударного [р], напоминающего английский (альвеолярный) «d»;
- возможно и глухое произношение звука [р]. При одноударном и глухом произношении звука [р] артикуляция оказывается наиболее близкой к норме.
Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.
У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] — на [л] или [л'] и на [д]. В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.
Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы подготовительные упражнения, которые позволяют получить правильное положение органов артикуляции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.
Приемы постановки звука [р] подробно описаны в кн. М.Ф.Фомичевой (см. п.5 списка литературы).
Литература: