Порядок проведения сертификации

Заявитель обращается с заявкой на сертификацию в аккредитованный орган по сертификации ОС ССК.

При наличии нескольких органов по сертификации заявитель вправе направить заявку в любой орган.

Орган по сертификации, получивший заявку, рассматривает ее, не позднее двух недель с момента получения принимает решение по заявке и при положительном решении направляет проект договора заявителю.

После получения от заявителя подписанного договора орган по сертификации приступает к работе по сертификации. В случае отрицательного решения заявителю направляется аргументированный отказ.

Для проведения сертификационной проверки орган по сертификации формирует комиссию, в состав которой включаются эксперты ССК, кандидаты в эксперты (стажеры) и консультанты, при необходимости эксперты и специалисты из конкретных отраслей, от Методического центра, местных органов управления, общественных организаций.

Процедура сертификации определяется в соответствии с выбранной схемой сертификации, в системе используются схемы сертификации, установленные:

• для продукции – Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации (с изменением № 1);

• для работ и услуг – Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации.

Для получения сертификата необходимо представить материалы с описанием потребительских свойств продукции. Специалисты ССК примут предварительное решение о возможности выдать сертификат и предложат подписать договор на сертификацию, в соответствии с этим договором работы по сертификации проводятся в течение месяца. Но часто, где объем работ оказывается небольшим, они выполняются за три и даже две недели. Срочность сертификации можно оговорить особо.

С момента подписания договора создается специальная группа специалистов – Комиссия по сертификации, которая после изучения материалов заявителя обычно выезжает на предприятие, знакомится с образцами продукции и (если это необходимо) с условиями производства, делает анализ материалов испытаний, выполняет дополнительные исследования тесты.

Комиссия по сертификации выполняет необходимые исследования (при необходимости – с привлечением испытательных лабораторий) методами экономическими и/или социометрическими (измерения социально ориентированных показателей техническими средствами) или/и социологическими (анкетирование, интервьюирование, опрос); проводит оценку отдельных показателей качества и/или их групп, определение соответствия их значений установленным. В случае если хотя бы один показатель любого из видов сертифицируемой продукции будет иметь значение ниже установленого (установившегося), сертификат не выдается. На основании полученной таким образом информации комиссия рассчитывает значение уровня качества и/или уровня экологической чистоты, которое и проставляется в сертификате. Сертификат содержит тексты на двух языках: (как правило, заказчик сам предоставляет перевод на английский язык названия своего предприятия и наименования сертифицируемой продукции).

В сопроводительной документации к сертификату указываются все документы, служащие основанием для его выдачи в соответствии с применяемой схемой сертификации, а также основные условия применения знака соответствия. Сведения о выданном сертификате вносятся в Реестр органа, проводившего сертификацию, с указанием основных результатов сертификации. Копии реестров сертификатов ОС ССК регулярно представляют в МЦ ССК.
Срок действия Сертификата качества – 1 год. По результатам инспекционного контроля он может быть приостановлен, аннулирован или продлен еще на 0,5 года, если по истечении первично установленного срока значения показателей качества не ухудшились и на данное предприятие не поступали негативные отзывы. При высоких гарантиях стабильности производства Сертификат качества выдается на 3 года. Срок действия экологического сертификата определяется минимальными сроками действия из всего комплекта использованных протоколов испытаний.

В соответствии с правилами Системы ССК орган по сертификации несет ответственность за полноту и объективность оценки качества на момент сертификации. Предприятие несет ответственность на весь срок действия сертификата за точное соответствие показателей качества сертифицированной продукции значениям, установленным в результате сертификации на данном предприятии.

Отдельно следует упомянуть о возможности сертификации качества условий труда. Минтруда и его головной институт проделали гигантскую работу по стандартизации условий труда на предприятиях разного типа. Эти стандарты могут служить базовым уровнем для определения (повышенного) качества условий. Исследования показали, что вполне возможен расчет на их основе уровня качества в обычном для ССК виде – пропорционально полезности для тех, кто трудится в этих условиях.

Сейчас, когда перед разными фирмами, госпредприятиями стоит вопрос об активном поведении на образовавшемся рынке труда, те, кто сумеет добиться и официально подтвердить повышенное качество условий труда, будут иметь законно повышенный успех.

Экологическая маркировка – знак, который можно найти на упаковках российских и зарубежных товаров. Его может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции. В современном обиходе под термином «экологическая безопасность» применительно к товарам потребления понимается отсутствие в готовом продукте вредных, ненатуральных и других веществ, отрицательно влияющих на человеческий организм. На самом деле, концепция экологической безопасности – шире, и подразумевает не только это, но и безопасность изъятия/использования сырьевых ресурсов для человека и окружающей среды, минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции, безвредную утилизацию или рециклинг отходов и упаковки.

Основные характеристики экологической маркировки:

· экомаркировка – зарегистрированный логотип,

· ставится на упаковку продукции,

· учитывает как национальные нормативные требования, так и международные стандарты,

· основана на базовых требованиях серии международных стандартов ISO 14000, а именно: ISO 14020, ISO 14024 (эти стандарты уже введены на территории России как Государственные стандарты РФ),

· включает оценку жизненного цикла для определенной группы однородной продукции,

· носит некоммерческий характер,

· открыта для всех потенциальных участников.

Необходимо отметить, что экомаркировка призвана не только помогать производителям экологически безопасной продукции в продвижении их товаров и в повышении конкурентоспособности на рынке. Не менее важная задача экомаркировки – дать потребителю надежный критерий выбора качественной продукции. Безусловно, эти два направления тесно взаимосвязаны.

Экомаркировка играет роль мостика между производителем и потребителем, сообщая о качестве и экологической безопасности продукции не через толстый отчет компании, а через маленький знак на упаковке.

В Северо-Западном регионе можно выделить следующие основные цели развития экологического маркирования продукции:

return false">ссылка скрыта

· повышение информированности потребителя о критериях оценки качества продукции,

· поддержка производителей экологически безопасной продукции,

· повышение информированности производителей о значении систем экологической сертификации,

· снижение уровня загрязнения окружающей среды (путем мотивации производителей на повышение уровня экологической безопасности продукции и производственного процесса).

Безусловно, для решения этих задач экомаркировка должна «обладать» хорошим инструментарием: серьезная независимая экспертиза, обширная информационная программа, реальные экономические выгоды и т. д. Подробнее об этом – далее.

Существующие в мире экомаркировки можно разделить на следующие основные группы – по информации, которую они несут:

· информация об экологичности продукции в целом, учитывающая весь жизненный цикл ее производства

 

К таким маркировкам относятся:  
«Белый лебедь» «Европейский цветок» «Листок жизни»
     

· информация об экологичности отдельных свойств продукции (например, знак «Голубой ангел» (Германия), «Эко-знак» (Япония) и т. д.). Сюда также относятся знаки, отражающие отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя вокруг Земли; знаки на предметах потребления, отражающие возможность их утилизации с наименьшим вредом для окружающей среды, и многие другие;

 

«Голубой ангел» «Эко-знак» (Япония)

· информация для идентификации натуральных продуктов питания (органическое производство).

Следует отметить, что на практике существуют и другие виды экомаркировки, например призывы бережно относиться к окружающей природной среде в целом и ее отдельным объектам, и т. п.

В России также представлены все эти типы экомаркировок. Но мы хотели бы остановиться подробнее на первой группе – на знаках, несущих информацию об экологической безопасности продукта в целом.

Первая российская экомаркировка («Листок жизни») появилась в 2001-м году, когда Санкт-Петербургский экологический союз разработал и начал внедрять программу «Экология и Человек», направленную, в частности, на привлечение внимания широких слоев общества к проблемам экологической безопасности продукции и ее производства, продвижение на рынке экологически ориентированных производителей, формирование сектора потребительского рынка экологически безопасной продукции. В рамках программы осуществляется и проект по экомаркированию продукции.