Подготовительный этап.
Цель: Знакомство с этапами логопедического воздействия при дислалии, задачами, содержанием и приемами логопедической работы на подготовительном этапе.
План:
1. Сроки и продолжительность логопедических занятий. Этапы логопедического воздействия.
2. Подготовительный этап. Задачи, содержание и приемы логопедической работы:
- формирование точных движений органов артикуляции;
-формирование направленной воздушной струи;
-развитие фонематических процессов;
- развитие мелкой моторики;
-отработка опорных звуков.
Контрольные вопросы:
1. На функционировании каких анализаторных систем базируется коррекция звуков по подражанию?
2. Сформулируйте цели основных этапов логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизношения у детей.
3. Раскройте содержание подготовительного этапа коррекционной работы над произношением.
4. Определите роль развития фонематических процессов на подготовительном этапе работы по коррекции звукопроизношения у детей.
5. Раскройте роль артикуляционных упражнений на подготовительном этапе логопедической работы над произношением.
Практические задания:
Подберите артикуляционные комплексы упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. Заполните таблицу №3.
Таблица 3
Артикуляционные упражнения для активизации движений
губ, языка, мягкого неба и движений нижней челюсти
органы артикуляционного аппарата | упражнения |
губы | |
язык | |
мягкое небо | |
нижняя челюсть |
2. Выполните артикуляционные упражнения, опираясь на зрительный контроль. Определите, какие органы артикуляционного аппарата задействованы при выполнении определенных упражнений.
3. Подберите упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста (не менее 5 упражнений). Законспектируйте в тетрадь.
4. Подберите упражнения на развитие дыхания и мелкой моторики пальцев рук. Законспектируйте в тетрадь.
Методические указания и дополнительный материал к работе:
Целью логопедических занятий при дислалии является исправление неправильного звукопроизношения и формирование навыков правильного употребления звуков речи.
Логопедическое воздействие при дислалии строится поэтапно. Методика включает в себя систему артикуляционной гимнастики, речевых упражнений, цель которых постановка, автоматизация и дифференциация звуков, и систему упражнений на развитие фонематического восприятия.
Логопед не может сразу приступить к постановке звуков речи. Сначала ребенок дожжен научиться правильно их узнавать и различать. Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение. В связи с этим условно в работе с ребенком, имеющим дислалию, выделяют 3 этапа: подготовительный, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков (см. табл. 4).
Таблица 4
Цели и содержание этапов работы по преодолению дислалии
Этапы | Цель | Содержание |
Подготовительный | ||
Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию и произношению звуков | 1. Формирование точных движений органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики. 2. Формирование направленной воздушной струи. 3. Развитие мелкой моторики рук. 4. Развитие фонематических процессов. 5. Отработка опорных звуков | |
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков | ||
Постановка звука | Добиться правильного произношения изолированного звука | Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата; создание артикуляционной базы данного звука; добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных; отработка произношения изолированного звука, которая может осуществляться тремя способами: по подражанию, с механической помощью, смешанным способом |
Автоматизация звука | Добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи | Постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка |
Дифференциация звуков | Заучить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи | Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи |
Этап формирования коммуникативных умений и навыков | ||
Сформировать навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения | Закрепление правильного произнесения звука в процессе индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий в различных формах и видах речи |
Отвечая на вопросы плана, сформулируйте цели и задачи подготовительного этапа работы по преодолению нарушений звукопроизношения.
Раскрывая содержание подготовительного этапа работы над произношением, научитесь выполнять перед зеркалом основной комплекс упражнений артикуляционной гимнастики:
Упражнение 1. Верхние и нижние зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, удерживать под счет до 5. («Заборчик»).
Упражнение 2. Исходное положение — упражнение 1. Опустить нижнюю губу, удерживать под счет до 5 («Зайка»).
Упражнение 3. Исходное положение — упражнение 1. Поднять верхнюю губу, удерживать под счет до 5 («Поросенок»).
Упражнение 4. Исходное положение — упражнение 1. Губы вытянуть вперед, удерживать под счет до 5 («Дудочка»).
Упражнение 5. Чередовать движения «заборчик» - «дудочка» сначала медленно (в счете до 5 на каждое движение), затем быстро, под счет 1-2 смена каждого движения.
Упражнение 6. Исходное положение — упражнение 1. Открыть рот на ширину 2-х пальцев, удержать под счет до 5-ти («Двери»).
Упражнение 7. Чередовать движения «заборчик» - «двери» - «заборчик» под счет до 5-ти на каждое движение.
Упражнение 8. Рот открыть, круговая мышца рта не напряжена. Язык спокойно лежит в ротовой полости («Колесико»).
Упражнение 9. Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе («Блинчик»).
Упражнение 10. Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения у основания зубов, влево – вправо («Почистить зубы»).
Упражнение 11. Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, удерживать под счет до 5-ти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать у альвеол до 5-ти. Чередовать движения 4-5 раз.
Упражнение 12. Рот широко открыть, язык высунуть. Кончик языка и его боковые края поднять («Чашечка»).
Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.).
return false">ссылка скрытаНа этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А. Ковшикову).
1. Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).
2. Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции:
— фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);
— фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);
— фонематические представления.
3. Прием связи звука и буквы.
Ознакомьтесь с некоторыми особенностями методики логопедической работы при разных по своей причинной обусловленности формах дислалии, выделенных Л.Г. Парамоновой (1997).
При сенсорной функциональной дислалии такие особенности заключаются в следующем:
1) преимущественное развитие в подготовительный период функции речеслухового анализатора по сравнению с речедвигательным (работа над слуховой дифференциацией звуков);
2) акцентирование внимания на работе по формированию у детей фонематических процессов;
3) целенаправленная работа над устранением или предупреждением буквенных замен на письме;
4) обязательный этап дифференциации при наличии в речи ребенка смешиваемых звуков.
Преодоление моторной функциональной дислалии имеет также свои особенности.
В подготовительный период преимущественное внимание уделяется развитию артикуляционной моторики ребенка, выработке у него достаточно четких и скоординированных артикуляционных движений. Что касается развития слухового восприятия, то здесь важно научить ребенка отличать правильное звучание звука от дефектного (например, нормальное произношение звука [ш] от межзубного).
При сенсомоторной функциональной дислалии в зависимости от преобладающей симптоматики в разных вариантах комбинируют приемы работы, применяемые для преодоления моторной и сенсорной функциональных дислалии.
При сенсомоторной функциональной дислалии в зависимости от преобладающей симптоматики в разных вариантах комбинируют приемы работы, применяемые для преодоления моторной и сенсорной функциональных дислалии.
Основная особенность преодоления механической дислалии заключается в том, что при этом в большинстве случаев не удается ограничиться только логопедической помощью, а необходимо комплексное медико-педагогическое воздействие. Даже полное устранение анатомического дефекта обычно не приводит к нормализации звукопроизношения. Это объясняется тем, что, помимо аномалий в строении артикуляторного аппарата, нарушение произношения звуков при механической дислалии обусловливается еще и вторичными функциональными нарушениями движений речевых органов. Нередко именно эти нарушения функции здорового органа и препятствуют успешному проведению ортодонтического лечения. По этой причине логопедическая работа, и прежде всего активная артикуляторная гимнастика, важна в этих случаях не только для коррекции нарушенного звукопроизношения, но и для устойчивого исправления самого анатомического дефекта.
Последовательность применения методов медицинского и логопедического воздействия предполагает возможность их варьирования. С точки зрения коррекции звукопроизношения было бы целесообразнее сначала устранить анатомический дефект, однако это оказывается не всегда возможным. В ряде случаев логопедическая работа проводится параллельно с ортодонтическим и/или хирургическим лечением.
Литература:
1. Буденная Т. Б. Логопедическая гимнастика. СПб, 2003г.
2. Ковшиков В А.Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. — СПб., 1995.
3. Леонова М. А. Крапивина Л. М. Послушный ветерок: развитие целенаправленного выдоха. М. , 1999г.
4. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки.-М.,1996.
5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению /Под ред. Волосовец Т. В- М., 2000.
6. Узорова О. В, Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. М, 2003г.
7. Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом язычке. Р/Д , 2002.
8. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. — М., 1997.
9. Репина З. А,. Буйко В.И. Уроки логопедии.-Екатеринбург,1999.
10. Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.. Основы логопедии М.,1989.
11. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. , 1981.