ПЕРВОБЫТНАЯ КЕРАМИКА

Первобытная керамика изготовлялась путём обмазывания глиной плетёной ёмкости изнутри, в процессе обжига плетение сгорало, оставляя рельефные следы на черепке, что послужило мотивом первых декоров. Штампы, трафаретные оттиски, шнуровые «орнаменты» из трафаретных превращаются в изобразительные.

В неолите на Кавказе емкости огромной величины формуют путём обмазывания глиной наполненного песком мешка, сшитого по специальным выкройкам. Процесс занимал несколько дней. Сушка проводилась очень медленно под деревьями в затенённом месте без сквозняков. После высыхания сосуда песок высыпают.

Другим древнейшими способами формования керамических сосудов были: жгутиковая керамика и лепленная из кома или пласта.

Древнейшие методы нанесения изображения на плоскость: отпечаток рук и ног в глиняной поверхности или отпечатки красящими веществами (охрой, углём и т д.), напыление красящего вещества поверх ладони для получения силуэтного изображения руки на фоне окрашенной поверхности; борозды по типу «медвежьих меток» и «макарон», выполненные 3-4 пальцами по глиняной поверхности, гравировка по более твёрдым поверхностям острыми предметами контурными линиями. Позднее появляется фактурная обработка изображения по контрасту с фоном или характеристика фактуры с помощью штриха (фактура шерсти животных).

Керамика Трипольской культуры 3-2 тыс. до н.э. декорировалась процарапанным одноцветным орнаментом, сделанным чёрной или белой краской. Наиболее распространенны художественные изделия с многоцветной росписью белой, чёрной и красной краской. Геометрический орнамент покрывает всю поверхность параллельными цветными полосами, двойной спиралью, концентрическими кругами и т.д. Используются волнистые, зигзагообразные линии, спирали, круги, шахматные клетки. Иногда встречаются сильно схематизированные изображения людей, различных животных и фантастических существ.

Широко распространены глиняные статуэтки схематизированных женских фигур с распущенными волосами, с горбатым носом, иногда расписанные.