В логопедической работе.

Цель: Знакомство со звуковой системой русского языка как основой в работе логопеда над постановкой звуков, овладение практическими навыками видеть и ощущать, какие органы артикуляции, какую преграду создают в ротовой полости, а также слышать различные оттенки нечеткого произношения звуков в своей и чужой речи.

План:

1. Гласные звуки. Характеристика по различным признакам.

2. Согласные звуки. Характеристика по различительным признакам.

а) классификация согласных звуков по участию в артикуляции мягкого неба и работе голосовых складок.

б) классификация согласных звуков по месту образования.

3. Опорные звуки.

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику гласным звукам. По каким признакам они классифицируются?

2. На какие группы подразделяются согласные звуки русского языка по месту, способу образования, по соотнесению резонаторных полостей, по участию голоса и участию средней части спинки языка? Перечислите эти группы, назовите звуки, входящие в каждую группу.

3. Раскройте роль взаимосвязи артикуляционных и акустических признаков звуков русского языка в процессе формирования и исправления звукопроизношения.

Практические задания:

1. Зарисуйте в тетрадь логопедические профили фонем: п; б; т; с; з; ц; ш; ж; ч; щ; д; р; л. Охарактеризуйте статику (уклад) и динамику их образования.

2. На основании изученной литературы, заполните следующую таблицу:

Таблица 2

Звуки, произношение которых нарушается Опорные звуки
Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования
     

Методические указания и дополнительный материал к работе:

Для того, чтобы научиться исправлять неправильное произношение звуков, логопед должен хорошо знать, как образуются звуки речи, по каким признакам и на какие группы они делятся, какие звуки или какие их группы наиболее часто нарушаются у детей и думать, почему это происходит. Например, почему в группе свистящих (с, с', з, з', ц) в одних случаях могут нарушаться все 5 звуков, в других – только три (с,з,ц), или два (с', з'), или один (ц). Для этого необходимо, прежде всего, усвоить классификацию звуков русского языка и овладеть практическими навыками видеть и особенно ощущать, какие органы артикуляции, какую преграду создают в ротовой полости, а также слышать различные оттенки нечеткого произношения звуков у окружающих людей.

Каждый отдельный звук характеризуется присущей только ему комбинацией различных признаков — как артикуляцион­ных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и ис­правлению звукопроизношения. Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифферен­циацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечива­ют фонематические процессы, необходимые для формирования правильного произношения.

Приступая к классификации звуков русского языка (первый и второй пункты плана), обратите внимание, что по артикуляционным признакам звуки речи подразделяются на гласные и согласные.Основным критерием такого разделения является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

Помимо этого, по участию в артикуляции мягкого неба все звуки подразделяются на носовые и ротовые, а по работе голосовых складок – на гласные, сонорные, звонкие глухие звуки.

Гласные звукииграют большую роль в нашей речи: их от­четливое, внятное произношение способствует разборчивости речи (четкости дикции), ее плавности, зависящей от длитель­ности и равномерности речевого дыхания, мелодичности, ко­торая достигается путем изменения тона голоса.

В зависимости от степени подъема языка по вертикали глас­ные бывают:

• верхнего подъема ([и], [ы], [у]);

• среднего подъема ([э], [о]);

• нижнего подъема ([а]).

При образовании гласных к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого ме­няется объем и форма ротовой полости. При образовании гласных:

переднегоряда ([и] я [э]) поднимается передняя часть языка:

• среднего ряда ([а] и [ы]) участвует средняя часть языка;

• заднего ряда ([у] и [о]) поднимается задняя часть языка.

В образовании гласных наряду с языком существенную роль играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед образу­ются лабиализованные гласные ([о] и [у]). При произнесении нелабиализованных гласных [и] и [э] губы занимают положение улыбки. Гласные [ы] и [а] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтраль­ное положение) и также относятся к нелабиализованным.

Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости. Классифицируются согласные следующим образом:

по способу образования (смычно-взрывные, смычно-проходные, щелевые (фрикативные), смычно-щелевые, дрожащие (вибранты);

по месту образования: губно-губные, губно-зубные, переднеязычные;

по степени напряженности средней части спинки языка: твердые, мягкие.

Готовя органы артикуляции ребенка к правильному произношению звуков, логопед использует не только специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но и так называемые «опорные» звуки. Опорными могут считаться звуки, близкие по способу и месту образования к тому звуку, который нуждается в коррекции. Так, например, для звука [с] этими звуками являются [ф] и [и]. На [ф] можно отработать воздушную струю по центру языка, на [и] – подъем части спинки языка при опущенном за нижние резцы кончике языка. Отрабатывая опорные звуки, мы работаем не только над артикуляционным аппаратом, но и над всей речью в целом. Подробно материал об опорных звуках представлен в книге М.Ф.Фомичевой (см.п.3 списка литературы).

Литература:

1. Т.Б. Филичева и др. Основы логопедии. - М., 1989. - С. 27-29.

2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/Под ред. Т,В. Волосовец.-М., 2000.

3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. , 1981.

4. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно - демонстрационный материал. - М. , 2000.

5. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. - М. , 1977.