Функциональная дислалия.
Цель: Изучить этиопатогенетические механизмы функциональной дислалии, дать лингвистическую характеристику дефектам звукопроизношения при функциональной дислалии. Выделить критерии дифференциальной диагностики различных форм функциональной дислалии
План:
1. Определение дислалии, ее формы. История развития учения о дислалии.
2. Причины возникновения дислалии.
3. Классификация функциональной дислалии с учетом природы нарушения (фонематического, фонетического, их комбинаций)
Контрольные вопросы:
1. Раскройте понятия «фонетические» и «фонематические» нарушения речи, покажите различия между ними. Приведите примеры.
2. Дайте характеристику функциональной дислалии.
Практическое задание:
1. Выпишите определение дислалии из различных источников. Сравните определение дислалии в работах М. Е. Хватцева, О. В. Правдиной, О. А. Токаревой, К. П. Беккер и М. Совак, Б.М. Гриншпуна, учебных пособиях Т.Б. Филичевой, Л.С. Волковой. Установите их сходства и различия.
Методические указания и дополнительный материал к работе:
При ответе на первый пункт плана дайте определение дислалии, перечислите ее формы, приведите сведения о распространенности данного дефекта.
Прежде чем приступать к анализу истории развития учения о дислалии, ознакомьтесь со следующими статьями:
1)Гриншпун Б.М. Дислалия //Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1995. — С. 66-68.
2) Куссмаулъ А. Косноязычие и лепетание// Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. Т. 1. — С. 8-13.
3) Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии// Там же. — С. 22-29.
4) Мелехова Л.В. Дифференциация дислалии// Там же. — С. 29-33.
5) Токарева О А. Функциональные дислалии// Там же. — С. 76-84.
Раскрывая понятие «функциональная дислалия», обратите внимание, что при данной форме дислалии не наблюдается патологии в строении артикуляционного аппарата, но, несмотря на это, отмечается нарушение его функционирования. Важно также отметить, что внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.
Причинами сенсорной функциональной дислалии являются функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков (звонких — глухих, мягких — твердых, шипящих — свистящих и др.). В этих условиях ребенок допускает полную замену одного звука речи другим. Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер, в дальнейшем обычно сопровождается однотипными буквенными заменами на письме.
Моторная функциональная дислалия вызывается функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора, что обусловливает неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка и приводит к неточности артикулирования звуков и «приблизительности» их звучания. Однако замены одного звука речи другим при этом обычно не наблюдается.
При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной формы функциональной дислалии наблюдаются случаи смешанной — сенсомоторной дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуляторно или акустически близкими.
Однако причиной функциональной дислалии в ряде случаев может быть «чистое подражание», которое обусловлено неблагоприятным социальным окружением ребенка с абсолютно нормальным речевым аппаратом.
Переходя к третьему пункту плана, на материале учебника логопедии изучите классификацию функциональной дислалии Б.М. Гриншпуна, который выделяет акустико - фонематическую, артикуляторно - фонетическую и артикуляторно – фонематическую функциональную дислалию. Назовите сходства и различия фонетичесикх и фонематических нарушений речи.
Литература:
1. Беккер К-П., М. Совак Логопедия. – М.: Медицина, 1981.
2. Гриншпун Б. М. Дислалия // Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. -М. , 1997.
3. Куссмауль А. Косноязычие и лепетание // Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. -М. , 1997.
4. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. - М., 1999.
5. Правдина О.В. Логопедия - М.: Просвещение, 1973. – 272с.
6. Токарева О. А. Функциональные дислалии // Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. -М ., 1997.
7. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. - М., 1989. - С. 27-29.
8. Понятийно - терминологический словарь логопеда /Под ред. В. И. Селиверстова. -М. , 1997.
9. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.
10. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. , 1981.