Тема: Анатомо-физиологические механизмы речи

Цель: знакомство со строением и функциональной организацией деятельности речевого аппарата

План:

1.Центральный отдел речевого аппарата. Речь как продукт взаимодействия отдельных мозговых структур.

2. Периферический речевой аппарат, его основные отделы:

- дыхательный (энергетическая система);

- фонаторный (резонаторная система);

- артикуляционный (генераторная система).

Контрольные вопросы:

1. Из каких отделов состоит речевой аппарат?

2. Какова функция центрального речевого аппарата и его отделов?

3. Охарактеризуйте анатомическое строение и функции дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата.

Практические задания:

Зарисуйте схему речевого аппарата (рис.1) себе в рабочую тетрадь. Обозначьте его основные отделы.

Рис. 1. Схема строения речевого аппарата

Методические указания и дополнительный материал к работе:

При подготовке к занятию проанализируйте рекомендованную литературу. Изучив анатомическое строение органов речевого аппарата, охарактеризуйте психофизиологические механизмы речи.

Знание анатомического строения речевого аппарата и его функциональной организации необходимо, прежде всего, для осуществления системного анализа речевых нарушений.

Речевая деятельность, и каждый отдельно взятый речевой акт, осуществляется сложной системой органов, в которой главенствующая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Основой всякой высшей психической деятельности, в том числе и речи, являются не отдельные мозговые «центры», как это было принято считать ранее, а сложные функциональные системы, которые располагаются в различных частях ЦНС, и на различных ее уровнях объединены между собой единством рабочего действия.

Речь является результатом целостной работы всего мозга, но регулирующая роль при этом отводится корковым структурам. В коре мозга человека содержится 17 млрд. клеток. Ко времени рождения ребенка их размножение заканчивается и далее, на протяжении всей жизни человека, не прибавляется ни одной клетки. В случае гибели нервные клетки не восстанавливаются и не замещаются.

В коре больших полушарий выделяют 6 слоев, каждый из которых имеет свое клеточное строение. В речевых областях мозга разделение на слои в коре и созревание нервных клеток завершается в основном к 2-м годам, но тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет.

Таким образом, развитие речи и мышления у человека определяется высоким развитием у него мозга. Если же речь созревает медленно, это значит, что медленно созревает мозг ребенка.

В случае очагового органического поражения головного мозга (например, вследствие травм, воспалительных процессов, сосудистых заболеваний) происходит избирательное нарушение функциональной системы. При этом наблюдаются функциональные расстройства структур, принадлежащих к очагу поражения и даже отдаленных от него.

Функциональные нарушения возникают как результат патологических изменений в деятельности основных нервных процессов возбуждения и торможения, когда нарушается их подвижность.

Для того, чтобы речь человека была понятной и разборчивой, движения речевых органов должны быть закономерными и точными, т.е. автоматизированными. Так и происходит на самом деле. Когда мы разговариваем, то следим лишь за течением мысли и не задумываемся, какое положение при этом должен занять язык во рту, или когда, например, надо произвести вдох. Это происходит само собой, в результате действия механизма произнесения речи. Для того, чтобы понять этот механизм, необходимо знать строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из 2-х тесно связанных между собой отделов – центрального (регулирующего) и периферического (исполнительного). Центральный аппарат – это кора больших полушарий головного мозга, подкорковые узлы, проводящие пути, ядра ствола, прежде всего, продолговатого мозга и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Периферический аппарат представлен 3-мя отделами: дыхательным (грудная клетка, бронхи, трахея), голосовым (гортань с голосовыми складками), артикуляционным, состоящим из подвижных и неподвижных органов артикуляции. Язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть относятся к подвижным органам артикуляции, верхняя челюсть, твердое небо и альвеолы – к неподвижным.

Связь коры мозга с речевыми органами организуется 2-мя видами нервных путей – центростремительным и центробежным. По центробежному пути осуществляется поступление нервных импульсов к органам периферического речевого аппарата. Результаты деятельности всех корковых анализаторов по пирамидным путям передаются к ядрам ЧМН, которые находятся в стволовой части мозга. От ядер отходят нервы, несущие информацию к периферическому речевому аппарату, в мышцах которого находятся окончания двигательных нервов. Когда двигательные нервы приносят к мышцам импульсы от ЦНС, мышцы сокращаются. Под действием мышечных сокращений возбуждаются нервные окончания – проприорецепторы (находятся внутри мышц, на суставных поверхностях и сухожилиях) и барорецепторы (находятся в глотке). Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Путь от проприорецепторов, т.е. от периферии к центру называется центростремительным путем. Он играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

Литература:

1. Правдина О.В. Логопедия - М.: Просвещение, 1973. – 272с.

2. Т.Б. Филичева и др. Основы логопедии. - М., 1989. - С. 12-22.

3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. , 1981.

4. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.