Агрегаты запуска двигателя.

 

Для запуска двигателя на самолете устанавливается электроинерционный стартер РИМ-У-24ИР. Инерционными стартеры называются потому, что в них используется инерция быстровращающегося маховика, которая затем через фрикционную муфту, редуктор и механизм сцепления передается на хвостовик коленчатого вала двигателя. Крепится стартер на задней крышке двигателя по центру.

В комплект агрегатов запуска двигателя входят:

- электродвигатель СА-189;

- реле храповика РА-176;

- магнитный включатель ВМ-177 (или контактор К-300Д);

- пусковая катушка КП-4716.

Электродвигатель стартера типа СА-189 предназначен для раскручивания маховика стартера. Электродвигатель СА-189 сериесный и развивает при запуске 12 000—18 000 об/мин.

Нормальный режим работы электродвигателя — 20 сек работы и 20 сек перерыва, причем после трех таких циклов обязательно должен быть длительный перерыв, так как величина пускового тока достигает 300 А и частые включения приведут к перегреву электродвигателя и соединительных проводов.

Магнитный включатель ВМ-177 (или контактор К-300Д), укрепленный на корпусе стартера или на шпангоуте № 1, предназначен для включения питания электродвигателя. Режим работы включателя также цикличный: 20 сек работы, 20 сек перерыва (для охлаждения), после трех включений цепь должна быть разомкнута для полного охлаждения включателя.

Преждевременное включение включателя может привести к перегреву и даже к спеканию контактов.

Реле храповика РА-176 крепится на корпусе стартера и служит для сцепления храповика стартера с хвостовиком коленчатого вала двигателя.

Пусковая катушка КП-4716, смонтированная на подкосе рамы двигателя, служит для подачи высокого напряжения в момент запуска двигателя.

Управление электростартером дистанционное и осуществляется из кабины пилотов с помощью и переключателя «Раскрутка – Сцепление» (или кнопкой стартера КС-3), расположенных в верхней части левой приборной доски (рис. 25).

АЗС-20 «Запуск» предназначен для подачи напряжения постоянного тока, на схему запуска.

Переключатель «Раскрутка – Сцепление» (или кнопка стартера КС-3) служит для включения реле запуска электродвигателя, пусковой катушки и реле храповика.

 

Рис.25. Верхняя часть приборной доски левого пилота.

 

Запускать двигатель необходимо в следующем порядке:

1) включить аэродромный источник питания или аккумуляторные батареи;

2) включить АЗС-20 «Запуск»на приборной доске левого пилота;

3) Переключатель магнето должен находиться в положении «0».

4)Переключатель «Раскрутка – Сцепление» нажать в положение «Раскрутка» или кнопку КС-3 «Стартер» вытянуть «На себя» и удерживать в этом положении. При этом ток пойдет от аккумулятора на обмотку магнитного включателя ВМ-177 (или контактора К-300Д). Магнитный включатель сработает и втянет сердечник с контактами, которые замкнут цепь питания электродвигателя СА-189. Электродвигатель, развивая обороты, будет вращать маховик стартера. Конец раскрутки определяется по:

- среднему времени раскрутки - 8÷10 сек летом и 16÷20 сек зимой;

- звуку – тон становится высоким установившимся;

- вольтамперметру ВА-3 – ток вольамперметра будет уменьшаться во время раскрутки и установиться в положении 80÷40 А в конце ее.

5) когда маховик необходимое число оборотов, переключатель «Раскрутка – Сцепление» необходимо нажать в положение «Сцепление» или кнопку КС-3 выжать «От себя». При этом выключится цепь питания магнитного включателя (или контактора К-300Д), электродвигатель обесточится, и напряжение постоянного тока одновременно будет подано по двум направлениям:

- на обмотку реле храповика РА-176. Реле сработает и сцепит храповик стартера с хвостовиком коленчатого вала двигателя. Коленчатый вал двигателя начнет вращаться.

- на первичную обмотку пусковой катушки КП-4716. В ней будет индуктироваться ЭДС высокого напряжения, которая через распределитель магнето поступит к свечам зажигания, на контактах которых появится искра, воспламеняющая бензино - воздушную смесь.

6) После того как винт начнет вращаться и сделает 1-2 полных оборота, включить магнето, для чего повернуть ручку на ПМ-1 вправо и поставить в положение «1+2».

7) Когда коленчатый вал начнет вращаться со скоростью 80—90 об/мин отпустить переключатель «Раскрутка – Сцепление» или кнопку КС-3, при этом:

- обесточиться реле храповика РА-176 и разъединит храповик стартера с хвостовиком коленчатого вала двигателя;

- снимется питание постоянного тока с катушки КП-4716 и в дальнейшем зажигание на свечи будет подаваться только с магнето.

Запрещается повторять запуск более 3 раз подряд. Если после третьей попытки двигатель не запустится, необходимо сделать перерыв 10—15 мин для охлаждения стартера, затем продолжить запуск.

Характерные отказы агрегатов электрической схемы запуска АШ-62ИР: дефекты СА-189 (дефекты щеток и коллектора, обрывы и короткое замыкание обмоток, разрушение подшипников, поломка механических деталей); подгорание контактов прерывателя КП-4716; отказ («пробой») искрогасящего конденсатора КП-4716; сгорание обмоток ВМ-177 и РА-176; поломка АЗС-20; нарушение изоляции электропроводов схемы.