Электрическая сеть самолета

 

Электрическая сеть самолета постоянного и переменного однофазного тока напряжением 115В выполнена по однопроводной схеме. Обратным проводом является корпус самолета. По двухпроводной схеме выполнен участок сети от генератора до фильтра.

Между шпангоутами № 5 и 6 находится центральный распределительный щиток с отсеком для запасных ламп.

Для защиты от перегрузок и от короткого замыкания в электросети самолета установлены следующие предохранители: ИП — инерционно-плавкие; СП — стеклянно-плавкие; АЗС — автоматы защиты сети.

Предохранители ИП применяются в мощных цепях и в цепях с индуктивной нагрузкой (электродвигатели), пусковой ток которых в несколько раз превышает номинальный ток, потребляемый агрегатом длительное время. Предохранитель ИП устроен так, что в течение 10 сек способен выдерживать трехкратную перегрузку (пусковые токи электродвигателя) и не перегорать.

Большая выдержка достигается применением двух плавких вставок последовательно. Схема ИП представлена на рис. 22.

Рис. 22. Предохранитель типа ИП, где:

1 - тугоплавкая вставка, 2 - припой, 3 - колпачок,

4 - медная пластина, 5 - пружина, 6 - нагревательный элемент.

 

Если идет ток перегрузки не очень большой, то нагревается элемент 6, который разогревает пластину 4. При достижении температуры пластины уровня плавления припоя, он плавится, а пружина сдергивает колпачок и разъединяет цепь. При больших токах, перегрузках и к.з. вставка 1 перегорает, а пластина не успевает нагреться. Предохранители типа ИП выпускаются на токи от 5 до 250 А.

Предохранители типа СП в основном применяются в цепях переменного тока.

Основным видом защиты электроцепей являются автоматы защиты сети АЗС. На рис. представлена схема АЗС,

Рис.23 Автомат защиты типа АЗС, где:

1 - выступ, 2 - каретка, 3 - носик, 4-поршень, 5 -ручка, 6 - пружина, 7, 8 - контакты, 9 - пружина, 10 – биметаллическая пластинка, 11 - скобка.

На рисунке показано выключенное положение АЗС, когда ручка внизу. При переводе ручки (5) вверх (влево), носик (3),цепляясь за выступ каретки передвигает ее вправо, сжимая пружину (9). Выступ (1) зайдет за скобу (11), а поршень (4), наехав на контакт (7), замкнёт его. В этом положении АЗС останется включенным. При К.З. биметаллическая пластинка деформируется вниз и выступ (1) каретки выходит из зацепления со скобой (11). Каретка с помощью пружины (9) вернет все в исходное состояние. После устранения причины превышения номинального тока в данной цепи АЗС вновь вручную устанавливается в положение «Включено».

АЗСы в основном находятся на центральной приборной доске ( рис.24, 4) и на левом пульте (рис. 26).

 

Рис.24. Центральная приборная доска.

 

Каждый АЗС рассчитан на определенную величину тока. Например, АЗС-5 рассчитан на 5 А, АЗС-20 — на 20 А и т. д. АЗС выполняется на силу тока от 2 до 40 А..