Основные технические данные 12-САМ-28

Номинальное напряжение 24,5 В

Емкость в период первого полугодия: 28 А·ч

- второго полугодия 23 А·ч

- второго года 21 А·ч

Разрешается разряжать батарею до напряжения 20 В

Проверка аккумулятора производится под нагрузкой, 12 А

Напряжение заряженной батареи (при проверке), ≥24 В

Конструктивно элементы батареи заключены в прессованный эбонитовый моноблок, обеспечивающий герметичность и прочность конструкции (рис. 13). Моноблок разбит на 12 независимых ячеек. В каждую ячейку вставляется отдельный элемент, состоящий из блока положительных пластин (три пластины) и блока отрицательных пластин (четыре пластины). Пластины одинаковой полярности соединены между собой перемычками и имеют общий выводной штырь. В качестве изоляции между пластинами устанавливаются эбонитовые изоляционные прокладки — сепараторы.

а) б)

 

Рис. 13. Батарея 12САМ-28: а) конструкция; б) внешний вид.

 

Пластины изготовляются из чистого свинца и имеют форму решетки. В решетку впрессована активная масса, состоящая из порошкообразного свинца, серной кислоты и воды. Положительные и отрицательные пластины имеют одинаковые размеры.

Расстояние между пластинами сделано тоже небольшим для уменьшения внутреннего сопротивления элемента. Каждый элемент закрывается эбонитовым щитком и крышкой с отверстием. Все элементы соединены между собой последовательно свинцовыми перемычками. Крайние штыри элементов соединяются с клеммами, служащими для присоединения аккумуляторной батареи к бортовой сети самолета. Для обеспечения герметичности батареи в собранном виде сверху заливается специальная мастика.

Каждый элемент батареи снабжен вентиляционной пробкой специальной конструкции, обеспечивающей выход газов при работе батареи и невыливание электролита при эволюциях самолета. Пробка имеет дренажные отверстия.

Примечание: Аккумуляторная батарея 12-А-30

На самолетах первых серий вместо аккумуляторной батареи 12САМ-28 устанавливалась батарея 12-А-30, которая отличалась большим внутренним сопротивлением и емкостью 30 А·ч.

Степень заряженности аккумулятора проверяется вольтамперметром под нагрузкой 12 А (для аккумуляторов 12-САМ-28), и 6 А (для аккумуляторов 12-А-30) для чего следует включить соответствующую нагрузку и поочередно нажимать кнопки «Контроль аккумулятора» (рис.?) Напряжение аккумулятора при этой нагрузке должно быть не менее 24 В.

В зимнее время аккумуляторы должны находиться в отдельном сухом и теплом помещении и устанавливаться на самолеты только перед полетом, т.к. емкость батареи уменьшается с понижением температуры электролита. Так, понижение температуры с 25 до 5° С приводит к уменьшению примерно в 2 раза количества возможных запусков двигателя при питании от аккумуляторных батарей.

Следует также помнить, что напряжения бортового генератора недостаточно для полного заряда хотя бы частично разряженных батарей после установки их на самолет. Поэтому любой разряд аккумуляторных батарей нежелателен, так как он уменьшает их возможность в процессе последующей эксплуатации. Не допускается включение стартера больше 3 раз подряд. После трехкратного запуска делать перерыв 10—15 мин. В зимних условиях запускать двигатель от бортового аккумулятора не рекомендуется.