III. Регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста в пути следования

3.1. После проследования поездом станции помощник машиниста обязан доложить машинисту об установленной скорости движения по перегону, а также о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости.

3.2. В пути следования помощник машиниста обязан докладывать машинисту о сигналах, подаваемых светофорами (кроме проходных светофоров при автоблокировке, сигнализирующих зеленым огнем), показаниях локомотивного светофора (при отсутствии видимости напольного светофора), а также об изменениях показаний локомотивного светофора, сигналах остановки, подаваемых с пути и поезда, сигналах ограждения мест производства работ.

Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

3.3. Помощник машиниста обязан предупреждать машиниста о приближении:

к местам проверки действия автоматических тормозов в поезде с указанием километра, пикета и скорости начала торможения;

к железнодорожным переездам;

к местам действия предупреждения об ограничении скорости (за 1,5 – 2 км), дефектоскопным тележкам, лейтерам, модеронам.

При проследовании места ограничения скорости движения помощник машиниста обязан стоять на своем рабочем месте.

3.4. При следовании поезда по кривым участкам пути, при приближении к искусственным сооружениям (тоннели, мосты, виадуки) и станциям машинист и помощник машиниста обязаны поочередно через боковые окна или с помощью зеркал заднего вида осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости.

3.5. На двухпутных и многопутных участках железной дороги помощник машиниста обязан осматривать встречный поезд и докладывать машинисту о результатах осмотра, а в случае обнаружения в проследовавшем поезде неисправностей или нарушений, угрожающих безопасности движения, - по радиосвязи сообщить об этом машинисту проследовавшего поезда, дежурному по станции (далее – ДСП) или поездному диспетчеру (далее – ДНЦ).

3.6. При дублировании показаний светофоров машинист и помощник машиниста обязаны называть их назначение (проходной, предупредительный, входной, маршрутный, повторительный, выходной, маневровый), а на станциях и многопутных участках – также принадлежность по номеру пути (помощник машиниста докладывает первым).

3.7. При приближении к светофору с горящим желтым огнем помощник машиниста обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования.

3.8. При приближении локомотива к входному светофору станции помощник машиниста в пределах его видимости обязан доложить машинисту о показании входного светофора и установленную скорость движения по станции. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

3.9. При проследовании станции машинист и помощник машиниста обязаны следить за правильностью приготовленного маршрута, свободностью пути и показанием выходного (маршрутного) светофора, обмениваться между собой информацией о маршруте следования поезда и скорости движения по следующей форме: «Стрелки по маршруту, выходной светофор с (номер пути) пути – (называет показание светофора), скорость … км/час». Помощник машиниста при проследовании поездом станции обязан наблюдать за показаниями светофоров и свободностью пути стоя на своем рабочем месте.

3.10. При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора помощник машиниста обязан приблизиться к рабочему месту машиниста и проверить положение контроллера машиниста и ручек крана машиниста, давление в тормозной и напорной магистралях, напомнить машинисту о необходимости снижения скорости до 20 км/час за 400-500 метров до светофора с запрещающим показанием. После этого помощник машиниста обязан стоять на своем рабочем месте и наблюдать за показанием светофора и свободностью пути. При этом машинист и помощник машиниста при каждой подаче прибором безопасности звукового сигнала, либо при наличии на локомотиве устройства САУТ через каждые 30-40 секунд обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием и обеспечить остановку поезда перед этим светофором. В случае невыполнения машинистом настоящего Регламента при следовании на запрещающий сигнал светофора и непринятия машинистом мер к остановке поезда помощник машиниста обязан остановить поезд (локомотив).

3.11. Помощнику машиниста в целях исключения случаев невыполнения настоящего Регламента запрещается покидать кабину управления локомотивом в следующих случаях:

при проследовании станции;

при приближении к светофорам, показания которых требуют снижения скорости или остановки;

при горящем белом огне на локомотивном светофоре (кроме участков, не оборудованных автоблокировкой);

при следовании по некодированным путям;

в пределах искусственных сооружений;

при выключенных устройствах АЛСН и в местах действия предупреждений.

3.12. По разрешению машиниста помощник машиниста обязан при следовании по зеленым огням проходных светофоров осматривать машинное (дизельное) отделение локомотива, вагоны МВПС. По возвращении в кабину управления локомотивом помощник машиниста обязан проверить показания путевого и локомотивного светофоров, доложить машинисту об их показаниях. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее. После этого помощник машиниста обязан доложить машинисту о результатах осмотра машинного (дизельного) отделения. При осмотре локомотива помощник машиниста обязан, в зависимости от вида тяги, проверить работу электрического оборудования и аппаратов, вспомогательных машин, состояние дизель-генераторной установки, вспомогательных агрегатов и холодильных устройств, показания измерительных приборов, наличие (отсутствие) постороннего стука и скрежета в ходовых частях, наличие (отсутствие) задымленности.

3.13. В случае приема поезда на станцию и отправления со станции при запрещающем показании светофора или погасшем основном огне светофора по одному из разрешений, установленных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. №ЦД-790 (далее – ИДП), помощник машиниста обязан докладывать, стоя на своем рабочем месте, машинисту о положении каждой стрелки по маршруту следования поезда.

3.14. При остановке одиночного локомотива (сплотки из нескольких локомотивов) с применением песка на участке с автоблокировкой или на станции, оборудованной электрической централизацией, помощник машиниста обязан напомнить машинисту о необходимости съехать на чистые рельсы для обеспечения шунтирования рельсовой цепи.

3.15. Все работники, связанные с движением, при приеме, от­правлении и следовании поездов обязаны следить за состоя­нием подвижного состава и перевозимого груза с целью вы­явления нарушений и неисправностей, угрожающих безопас­ности движения, а также за правильным обозначением хвос­та поезда.

При обнаружении в поезде неисправности, угрожающей безопасному следованию, должны быть приняты меры ,к не­медленной остановке поезда, используя для этой цели все средства (остановку вслед идущего или встречного поезда, телефонную и радиосвязь, снятие напряжения в контактной сети, посылку нарочного), если не был воспринят сигнал ос­тановки.

3.16. Все локомотивные бригады должны быть ознакомлены с «шахматной» системой контроля за состоянием проходящих поездов и знать места расположения «Постов безопасности» на обслуживаемых участках.

При проследовании этих пунктов локомотивная бригада обязана обращать особое внимание на встречу поезда работ­никами «Постов безопасности».

3.17. Работники «Постов безопасности» обязаны руководст­воваться «Положением о работе «Постов безопасности» для двухстороннего осмотра поездов в пути следования № ВР-28 от 30.03.78 г.

Запрещается работникам контрольных пунктов техничес­кого обслуживания поездов и «Постов безопасности» прекращать наблюдение за поездом до полного его проследования, кроме случаев принятия мер для экстренной остановки поезда.

3.18. В темное время суток, во избежание ослепления локо­мотивной бригады, прожекторные установки для осмотра по­ездов должны включаться после проследования их кабиной управления локомотива.

3.19. Локомотивная бригада обязана наблюдать за работни­ками встречающими и провожающими поезд до полного его проследования или, когда ограничена видимость, до возмож­ной видимости.

В случае отсутствия работника, который должен встре­тить или проводить поезд, сообщить об этом дежурному по станции для принятия мер.

3.20. При встрече поездов на станциях и перегонах дежур­ные по станциям, паркам, стрелочных постов, сигналисты, пу­тевые, мостовые, скальные и другие обходчики, дежурные по переездам, работники контактной сети, электромеханики и монтеры СЦБ и связи, дорожные мастера, бригадиры и мон­теры пути, осмотрщики вагонов обязаны взаимно с локомо­тивной бригадой выполнять четко «Знак бодрствования».

«Знак бодрствования» выполняется:

Локомотивными бригадами—подачей оповестительно­го сигнала. При этом машинист или его помощник, в зави­симости от того, с какой стороны встречающий поезд работ­ник обязан встать с сиденья, открыть боковое окно и прово­дить его до полного проследования поезда или, когда ограни­чена видимость, — до возможной видимости.

Локомотивная бригада электропоезда и машинисты, рабо­тающие в одно лицо, наблюдают за провожающими работни­ками через зеркало заднего вида.

При невозможности (загороженность поста безопасности поездом и т.д.) встречи поезда работником, на которого возложены обязанности по встрече поездов, он обязан вызвать машиниста поезда по радиосвязи и передать ему информацию по форме: «Поезд №... проследовал по станции (переезду) (наименование станции, переезда) без осмотра.». В случаях, когда машинист проходящего поезда не видел работника на посту безопасности, встречающего поезд, машинист обязан вызвать пост безопасности по радиосвязи для выяснения причины.

3.22. Встречающими поезд работниками — поднятием и опусканием руки, независимо оттого, имеет или нет работ­ник ручной сигнал.

В случае невыполнения «Знака бодрствования» локомо­тивной бригадой' работники, встречающие поезд, обязаны принять меры к остановке этого поезда;

3.23. Дежурные по станциям, осмотрщики вагонов пунктов технического обслуживания, контрольных пунктов, «Постов безопасности», ДИСК, дежурные по переездам и другие работники, где имеется радиосвязь, в случае обнаружения в поезде неисправности, угрожающей безопасности движения, обязаны немедленно сообщить машинисту поезда. Машинист локомотива должен остановить поезд и при­нять меры к устранению неисправности.