III. Регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста в пути следования
3.1. После проследования поездом станции помощник машиниста обязан доложить машинисту об установленной скорости движения по перегону, а также о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости.
3.2. В пути следования помощник машиниста обязан докладывать машинисту о сигналах, подаваемых светофорами (кроме проходных светофоров при автоблокировке, сигнализирующих зеленым огнем), показаниях локомотивного светофора (при отсутствии видимости напольного светофора), а также об изменениях показаний локомотивного светофора, сигналах остановки, подаваемых с пути и поезда, сигналах ограждения мест производства работ.
Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.
3.3. Помощник машиниста обязан предупреждать машиниста о приближении:
к местам проверки действия автоматических тормозов в поезде с указанием километра, пикета и скорости начала торможения;
к железнодорожным переездам;
к местам действия предупреждения об ограничении скорости (за 1,5 – 2 км), дефектоскопным тележкам, лейтерам, модеронам.
При проследовании места ограничения скорости движения помощник машиниста обязан стоять на своем рабочем месте.
3.4. При следовании поезда по кривым участкам пути, при приближении к искусственным сооружениям (тоннели, мосты, виадуки) и станциям машинист и помощник машиниста обязаны поочередно через боковые окна или с помощью зеркал заднего вида осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости.
3.5. На двухпутных и многопутных участках железной дороги помощник машиниста обязан осматривать встречный поезд и докладывать машинисту о результатах осмотра, а в случае обнаружения в проследовавшем поезде неисправностей или нарушений, угрожающих безопасности движения, - по радиосвязи сообщить об этом машинисту проследовавшего поезда, дежурному по станции (далее – ДСП) или поездному диспетчеру (далее – ДНЦ).
3.6. При дублировании показаний светофоров машинист и помощник машиниста обязаны называть их назначение (проходной, предупредительный, входной, маршрутный, повторительный, выходной, маневровый), а на станциях и многопутных участках – также принадлежность по номеру пути (помощник машиниста докладывает первым).
3.7. При приближении к светофору с горящим желтым огнем помощник машиниста обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования.
3.8. При приближении локомотива к входному светофору станции помощник машиниста в пределах его видимости обязан доложить машинисту о показании входного светофора и установленную скорость движения по станции. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.
3.9. При проследовании станции машинист и помощник машиниста обязаны следить за правильностью приготовленного маршрута, свободностью пути и показанием выходного (маршрутного) светофора, обмениваться между собой информацией о маршруте следования поезда и скорости движения по следующей форме: «Стрелки по маршруту, выходной светофор с (номер пути) пути – (называет показание светофора), скорость … км/час». Помощник машиниста при проследовании поездом станции обязан наблюдать за показаниями светофоров и свободностью пути стоя на своем рабочем месте.
3.10. При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора помощник машиниста обязан приблизиться к рабочему месту машиниста и проверить положение контроллера машиниста и ручек крана машиниста, давление в тормозной и напорной магистралях, напомнить машинисту о необходимости снижения скорости до 20 км/час за 400-500 метров до светофора с запрещающим показанием. После этого помощник машиниста обязан стоять на своем рабочем месте и наблюдать за показанием светофора и свободностью пути. При этом машинист и помощник машиниста при каждой подаче прибором безопасности звукового сигнала, либо при наличии на локомотиве устройства САУТ через каждые 30-40 секунд обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием и обеспечить остановку поезда перед этим светофором. В случае невыполнения машинистом настоящего Регламента при следовании на запрещающий сигнал светофора и непринятия машинистом мер к остановке поезда помощник машиниста обязан остановить поезд (локомотив).
3.11. Помощнику машиниста в целях исключения случаев невыполнения настоящего Регламента запрещается покидать кабину управления локомотивом в следующих случаях:
при проследовании станции;
при приближении к светофорам, показания которых требуют снижения скорости или остановки;
при горящем белом огне на локомотивном светофоре (кроме участков, не оборудованных автоблокировкой);
при следовании по некодированным путям;
в пределах искусственных сооружений;
при выключенных устройствах АЛСН и в местах действия предупреждений.
3.12. По разрешению машиниста помощник машиниста обязан при следовании по зеленым огням проходных светофоров осматривать машинное (дизельное) отделение локомотива, вагоны МВПС. По возвращении в кабину управления локомотивом помощник машиниста обязан проверить показания путевого и локомотивного светофоров, доложить машинисту об их показаниях. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее. После этого помощник машиниста обязан доложить машинисту о результатах осмотра машинного (дизельного) отделения. При осмотре локомотива помощник машиниста обязан, в зависимости от вида тяги, проверить работу электрического оборудования и аппаратов, вспомогательных машин, состояние дизель-генераторной установки, вспомогательных агрегатов и холодильных устройств, показания измерительных приборов, наличие (отсутствие) постороннего стука и скрежета в ходовых частях, наличие (отсутствие) задымленности.
3.13. В случае приема поезда на станцию и отправления со станции при запрещающем показании светофора или погасшем основном огне светофора по одному из разрешений, установленных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. №ЦД-790 (далее – ИДП), помощник машиниста обязан докладывать, стоя на своем рабочем месте, машинисту о положении каждой стрелки по маршруту следования поезда.
3.14. При остановке одиночного локомотива (сплотки из нескольких локомотивов) с применением песка на участке с автоблокировкой или на станции, оборудованной электрической централизацией, помощник машиниста обязан напомнить машинисту о необходимости съехать на чистые рельсы для обеспечения шунтирования рельсовой цепи.
3.15. Все работники, связанные с движением, при приеме, отправлении и следовании поездов обязаны следить за состоянием подвижного состава и перевозимого груза с целью выявления нарушений и неисправностей, угрожающих безопасности движения, а также за правильным обозначением хвоста поезда.
При обнаружении в поезде неисправности, угрожающей безопасному следованию, должны быть приняты меры ,к немедленной остановке поезда, используя для этой цели все средства (остановку вслед идущего или встречного поезда, телефонную и радиосвязь, снятие напряжения в контактной сети, посылку нарочного), если не был воспринят сигнал остановки.
3.16. Все локомотивные бригады должны быть ознакомлены с «шахматной» системой контроля за состоянием проходящих поездов и знать места расположения «Постов безопасности» на обслуживаемых участках.
При проследовании этих пунктов локомотивная бригада обязана обращать особое внимание на встречу поезда работниками «Постов безопасности».
3.17. Работники «Постов безопасности» обязаны руководствоваться «Положением о работе «Постов безопасности» для двухстороннего осмотра поездов в пути следования № ВР-28 от 30.03.78 г.
Запрещается работникам контрольных пунктов технического обслуживания поездов и «Постов безопасности» прекращать наблюдение за поездом до полного его проследования, кроме случаев принятия мер для экстренной остановки поезда.
3.18. В темное время суток, во избежание ослепления локомотивной бригады, прожекторные установки для осмотра поездов должны включаться после проследования их кабиной управления локомотива.
3.19. Локомотивная бригада обязана наблюдать за работниками встречающими и провожающими поезд до полного его проследования или, когда ограничена видимость, до возможной видимости.
В случае отсутствия работника, который должен встретить или проводить поезд, сообщить об этом дежурному по станции для принятия мер.
3.20. При встрече поездов на станциях и перегонах дежурные по станциям, паркам, стрелочных постов, сигналисты, путевые, мостовые, скальные и другие обходчики, дежурные по переездам, работники контактной сети, электромеханики и монтеры СЦБ и связи, дорожные мастера, бригадиры и монтеры пути, осмотрщики вагонов обязаны взаимно с локомотивной бригадой выполнять четко «Знак бодрствования».
«Знак бодрствования» выполняется:
Локомотивными бригадами—подачей оповестительного сигнала. При этом машинист или его помощник, в зависимости от того, с какой стороны встречающий поезд работник обязан встать с сиденья, открыть боковое окно и проводить его до полного проследования поезда или, когда ограничена видимость, — до возможной видимости.
Локомотивная бригада электропоезда и машинисты, работающие в одно лицо, наблюдают за провожающими работниками через зеркало заднего вида.
При невозможности (загороженность поста безопасности поездом и т.д.) встречи поезда работником, на которого возложены обязанности по встрече поездов, он обязан вызвать машиниста поезда по радиосвязи и передать ему информацию по форме: «Поезд №... проследовал по станции (переезду) (наименование станции, переезда) без осмотра.». В случаях, когда машинист проходящего поезда не видел работника на посту безопасности, встречающего поезд, машинист обязан вызвать пост безопасности по радиосвязи для выяснения причины.
3.22. Встречающими поезд работниками — поднятием и опусканием руки, независимо оттого, имеет или нет работник ручной сигнал.
В случае невыполнения «Знака бодрствования» локомотивной бригадой' работники, встречающие поезд, обязаны принять меры к остановке этого поезда;
3.23. Дежурные по станциям, осмотрщики вагонов пунктов технического обслуживания, контрольных пунктов, «Постов безопасности», ДИСК, дежурные по переездам и другие работники, где имеется радиосвязь, в случае обнаружения в поезде неисправности, угрожающей безопасности движения, обязаны немедленно сообщить машинисту поезда. Машинист локомотива должен остановить поезд и принять меры к устранению неисправности.