Тема 2.1. Период организованного познавательно-экскурсионного
туризма (1895 – 1918 гг.)
Становление туризма как организованного социального явления относится к концу XVIII в., когда учащиеся школ стали совершать пешеходные прогулки на природу и в значительной степени с зарождавшимся экскурсионным движением.
Это было начало просветительского туризма.
Туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:
- индивидуальные путешествия познавательного характера и паломничество;
- путешествия экскурсионного характера с познавательной целью для учащихся начальной, средне-специальной и высшей школ;
- поездки с целью лечения и оздоровления.
Основные направления развития туризма носили познавательно-рекреационный характер и в значительной мере содействовали просвещению и духовному обогащению разных слоев российского населения, способствовали познанию отечества и формированию национального самосознания. Можно сказать, что еще задолго до появления организованных форм туристской деятельности познавательный туризм в России развивался в форме эпизодических поездок – путешествий царствующих особ, представителей дворянства, интеллигенции с познавательными и образовательными целями.
Об отечественном туризме можно говорить только с XVIII в., когда Петр I открывает для Европы Россию. Благодаря деятельности Петра I проводятся встречи ученых, натуралистов, историков, в связи с чем растет число русских путешественников за границей. Значительный интерес представляют путешествия Б.П. Шереметева и П.А.Толстого, предпринятые по распоряжению Петра I. Текст путевых заметок Толстого вызвал интерес в странах, посещенных русским путешественником. В 1859 г. в Варшаве профессор И.Савинич опубликовал вольный перевод путевых заметок П.А.Толстого о Польше. Художественные достоинства дневника Толстого дали возможность профессорам А.Д.Алферову и А.Е.Грузинскому включить отрывки из него в хрестоматию по русской литературе XVIII века для мужских и женских гимназий. В книгу, которая выдержала восемь изданий, вошли рассказы русского путешественника о Вене, Венеции, Неаполе, Мальте и других городах Европы. Таким образом, «Путешествие…» П.А.Толстого – это не только прекрасный путеводитель для желающих совершить путешествие по описанному им маршруту, но и выдающийся литературный памятник конца 17-го века.
Петровские традиции познавательных и образовательных путешествий были
продолжены во время правления Екатерины Второй, которая сама много путешествовала и в России, и в Европе. После посещения ею в 1772 г. водопада Иматра в истоках р. Вуоксы – уникального памятника природы Финляндии, этот маршрут стал весьма популярным среди петербургской публики. В 1787 г. Екатерина II открыла эпоху ознакомительных путешествий по России. По предложению князя Григория Потемкина Екатерина в сопровождении свиты и иностранных послов пересекла всю западную часть империи, проплыла по Днепру, осмотрела новостроящиеся города Херсон и Севастополь, русскую эскадру на рейде.
Путешествовал и Александр II, будучи наследником престола, в сопровождении своего воспитателя поэта В.А.Жуковского и учителей. В 1837 г., несмотря на плохие дороги, он объехал большую часть европейских губерний России. В 1838 г. Александр II совершил путешествие, длившееся почти год, побывав в Австрии, Швеции, Дании, Англии, Италии и множестве немецких княжеств.
Познавательные путешествия в этот период совершали и многие подданные русских царей как при поддержке государства, так и на частные средства. В 1789 – 1790 гг. длительное путешествие по Европе совершил русский историк Н.М. Карамзин. Свои впечатления о путешествии он подробно изложил в книге «Письма русского путешественника». Много путешествовал и А.С.Пушкин, изъездивший всю страну от Петербурга до Гурзуфа, от Пскова до Оренбурга. «Путешествие нужно мне нравственно и физически», - говорил поэт и уезжал за сотни верст от столицы.
Свои впечатления о путешествиях он излагал в письмах, очерках, о чем свидетельствует, например, его очерк «Путешествие в Арзрум».
В становлении познавательного туризма важную роль сыграло паломничество. В XVIII в. (1723 – 1747 гг.) странствовал по святым местам Европы, Азии, Африки 24-х летний Василий Григорьевич Барский. Неутомимый пешеход – путешественник много работал над собой и стал известным педагогом, исследователем и писателем. В 1726 г. Барский посетил Иерусалим, четыре раза побывал на Кипре. Из 60 монастырей, что были тогда на Кипре, он посетил более 50, оставив потомкам их описание и чудесные зарисовки.
В 30 –е годы XIX в. путешествие в Палестину совершил религиозный писатель и дипломат А.Н.Муравьев. Написанное им «Путешествие по святым местам», вышедшее с 1832 по 1848 г. 5-ю изданиями, произвело большое впечатление на русскую публику, а привезенная им из Палестины пальмовая ветвь послужила Лермонтову стимулом к написанию стихотворения «Ветка Палестины».
Дважды посетил Палестину А.С.Норов в 1835 и 1861 гг. Причем В.Норов посетил Святую Землю не только как паломник, у него были и научные интересы. Топографические изыскания в Палестине он провел, руководствуясь как Библией, так и разнообразной литературой, в том числе религиозной и исторической.
В 1851 г., став действительным членом Российской академии наук, главой Археографической комиссии, издавшей во время его председательства 35 томов важных исторических актов, среди которых в его редакции было издано известное «Путешествие игумена Даниила по Святой Земле в XII в.». После первого путешествия в Палестину он издал два тома своего «Путешествия по Святой Земле в 1835 г. Авраама Норова». Записки о втором путешествии в 1861 г. «Иерусалим и Синай» были напечатаны уже после смерти автора.
В 1882 г., после того как паломничество в Святую палестинскую землю совершили великие князья, император Александр III подписал указ о создании Императорского православного палестинского общества (ИППО). На протяжении всей своей истории общество пользовалось государственной поддержкой. Во главе его стояли великий князь Сергий Александрович с 1882 по 1905 г., а затем до 1917 г. Великая княгиня Елизавета Федоровна. Отделы ИППО действовали в 52-х епархиях Русской церкви. К началу ХХ в. в Обществе числилось около 5 тыс.членов. Эта общественная организация приобрела недвижимость на Ближнем Востоке и организовывала путешествия в Святую землю. Общество имело 8 подворий, где находили приют до 10 тыс. паломников.
Таким образом, в XVIII – начале XX в. В России получают распространение поездки и путешествия преимущественно индивидуального характера, как форма активного содержательного отдыха, познания других стран и народов, достижения научно-познавательных и образовательных целей. Вплоть до последней четверти XIX в. туризм оставался занятием лишь ограниченной части граждан России (в основном дворян и купцов). Каких либо учреждений по организации таких путешествий практически не существовало.