Деловые игры.
1. сущность деловых игр и их место в управленческом консультирование
2. базовые архитектуры деловых игр
Сущность деловых игр и их место в управленческом консультирование.
Деловая игра - обучение важнейшая функция консультирования. Все большее распространение в консалтинге получают активные методы обучения, деловые игры. существуют различные определения деловой игры. Обычно деловая игра – эмпирическая, имитиционная модель определенной деятельности.
Управленческие игры отличаются тем, что требуют от обучающихся принятия решений. УДИ развивают практические навыки и создают огромное количесво вариантов решения, при этом в ходе деловой игры, как правило, существенно сокращается операционный цикл, что позволяет наглядно продемонстрировать обучающимся к каким результатам приведет решение. УДИ имеет свои недостатки: они не редко упрощают ситуацию, часто не возможно предвидеть все последствия принимаемых решений, существенные затраты времени. Многочисленные ДИ можно классифицировать по признакам
- по цели применения (учебные, производственные, исследовательские)
- по сферам применения (медицинские, экологические, финансовые, управленческие…)
- по степени использования ЭВМ (машинные и безмашинные)
- по уровню управленческой иерархии (цеховые, заводские, городские, областные, региональные и федеральные деловые игры)
- по технологии получения нового знания (проблемно-деловые и организационно -деятельностные)
Единой классификации деловых игр пока нет, но рассматривая использования ДИ в УК, можно добавить к вышеизложенным признакам классификации классификацию ДИ по месту их применения в УК:
УК может организовано иерархически и состоять из следующих уровней:
- консультирование зарубежные и международных предприятий, проектов, программ
- консультирование городских. Республиканских, региональных органов управления
- консультирование предприятий различной формы собственности
- консультирование внутренних структурных подразделений, предприятия и организаций
На каждом уровне преобладают определение типы ДИ, которые имеют свои цели и соответствующие ранги. Классификация деловых игр по их применению в зависимости от уровня УК может быть представлена в виде схемы:
Классификация деловых игр по уровням управленческого консультирования:
Уровни управленческого консультирования | Сфера приложения УК | Типы деловых игр | Основные цели ДИ | Ранжирование ДИ |
Первый | Консультирование международных программ, проектов | Организационно-деятельностные, исследовательские, производственные | Овладение системно-мыслительной методологии, выращивание нового знания, формирование инновационной восприимчивости | Игры первого ранга |
Второй | консультирование федеральных, региональных, областных, городских проектов | исследовательские, производственные, учебные | Выращивание нового знания, обучение руководителей, обучение творческим методам работать в группе | Игры второго ранга |
Третий | консультирование организаций и предприятий | производственные, исследовательские, учебные | Овладение коллективными методами решения проблем, обучение руководителей | Игры третьего ранга |
Четвертый | внутрифирменное консультирования | Учебные, производственные, исследовательские | Активное обучение персонала, коллективный поиск предметных управленческих решений | Четвертый ранг |
Базовые архитектуры ДИ.
ДИ – средства экспресс диагностики социально-экономических систем и инструмент прогнозирования будущего. ДИ, используемые в УК на уровне предприятия охватывают практику работы по формированию материально-технической базы, по анализу кадрового потенциала предприятия, по выбору стратегии, по финансовому планированию, по управлению запасами и резервами. ДИ - коллективный метод обучения, группа обучающихся подразделяется на подгруппы и каждая подгруппа или все они одновременно получают задание и исходную информацию, необходимую для деловой игры. Каждая ДИ строиться по уникальной схеме, в которой коллектив исследователей решает определенные проблемы, однако, несмотря на различия, каждая из них выступает как совокупность 3-х приемов:
- аналитического
- экспертного
- экспериментального
Это позволяет использовать ДИ для решения проблем:
- сбора информации, путем проведения деловой игры на объекте консультирования
- для проверки гипотез и теории в условиях лабораторного эксперимента
- для организации взаимодействия специальным способом, т.е. путем конструирования имитационной игровой модели. ДИ представляет особый интерес на этапе диагностики клиентской организации. Применяя ДИ, на разных уровнях УК, консультант варьирует их структуру в зависимости от целевых установок, даже такой практически этап, как освоение нововведений можно смоделировать и проиграть различные сценарии инновационного развития предприятия. Классификация деловых игр на основе целей, приемов, методов и моделирования конечного результата может быть представлена в виде схемы.
Схема классификации деловых игр в зависимости от этапов УК
Этапы работ по УК | Цели ДИ | Используемые приемы и методы | КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | Вид ДИ |
Подготовка к исследованию | Научит обучающихся оценивать явления и процессы, а также результаты деятельности | Используемые приемы и методы (деловой этикет, коммуникация, анализ документов) | Оценка сильных и слабых сторон слушателей, подготовка к ДИ на послед этапах УК | Информационно-диагностическая |
Общая диагностика предприятия | Мобилизовать опыт, включить знания и навыки принятия решений о дальнейшей работе, выявить проблемы предприятия и ранжировать их | Круглый стол, опросы, тестирование, анкетирование, ситуационный анализ | Включение персонала предприятия в анализ и в инновационный поиск | Диагносттичекая |
Поиск решения и выработка рекомендаций | Разработать сценарий развития | Мозговая атака, морфологический анализ, SWOT | Проект программы развития предприятия | Программная |
Реализация программы | Разработать технологию освоения управленческих инноваций и прогнозировать их последствия | Методы инсценировок, тренингов, моделирования прог. ситуаций, дискуссий | Завершение программы развития предприятия и её апробация | Финишная |
.