Основные формы работы консультантов в клиентской организации

Основными формами работы консультантов и клиентской организации является: проблемные семинары; проблемные совещания; проблемные группы; переговорные технологии; деловые игры; разработка методических материалов; постановка базовых менеджерских навыков.

Проблемные семинары. Данная форма консультирования используется в ситуациях, когда клиентской организации требуется мощный стратегический прорыв в области решения крупных проблем, затрагивающих фирму в целом.

Выделяются следующие типы проблемных семинаров: пошаговый; социодраматический; сценарный; свободный.

Пошаговые проблемные семинары используются преимущественно для решения слабо структурированных задач, т.е. проблем, информация по которым весьма разнообразна и противоречива.

Социодраматические проблемные семинары в целесообразных случаях связаны с существенными организационно-структурными преобразованиями, с созданием новых подразделений, разрешением скрытых или явных конфликтных ситуаций.

Сценарный метод-это технология достижения многовариантных целей в условиях вероятностных процессов. Сценарный метод позволяет:

- перехватить инициативу в развитии событий;

- подготовиться к различным вариантным событиям;

- максимально использовать частично управляемые факторы для достижения цели;

- повысить гибкость и мобильность управленческой команды;

- иметь многовариантную стратегию развития фирмы;

- сплотить управленческую команду и отработать распределение ролей между ее членами;

- осуществить организационное развитие коллектива фирмы.

Свободные проблемные семинары целесообразно проводить при условии высокого уровня организационной культуры участников, дефиците времени, не позволяющим осуществить предварительную подготовку, и относительной простоте проблемы, требующей решения или наоборот слабой ее исследованности. В этом случае предварительно намечаются только цели и основные вопросы, которые должны быть решены в ходе семинара, а сам сценарий и технология решения выбираются консультантами по ходу самой работы.

Проблемные совещания являются одной из наиболее распространенных мобильных и эффективных форм консультирования. В их проведении, как правило, сочетаются такие методы приемов как: мозговая атака, сближение позиций и переговорные технологии.

Результатами данной формы предопределяется двумя основными факторами: правильным подбором предварительно подготовленных участников; искусством консультанта ведущего переговоры.

Проблемные группы Такая форма консультирования является одним из наиболее действенных способов организационного развития широкого круга руководителей и специалистов организации и специалистов организации, а так же средства для решения реальных практических проблем

Принципы организации проблемных групп:

- проблемные группы являются в некоторой степени аналогом малых групп или кружков качества, создаваемых на японских предприятиях. Основное различие состоит в том, что в Японии малые группы создаются по производственному признаку и распространяются преимущественно на рабочих и мастеров, то проблемные группы должны включать руководителей и специалистов заинтересованных подразделений.

- при формировании проблемных групп должен строго соблюдаться принцип добровольности, т.к. только в редких случаях вошедшие в состав групп под каким-либо началом начинают продуктивно работать.

- члены групп должны быть заинтересованы в решении проблемы, т.е. должны иметь отношение к проблеме, собственную точку зрения на ее решение и определенное ожидание, связанное с решением ее проблемы.

- численность группы должна составлять 5-7 человек, отклонение в большую сторону снижает мобильность группы, а уменьшение численности увеличивает нагрузку на каждого члена группы и снижает ее суммарную компетентность.

- необходимо избежать включения в группу лиц с явно выраженными конфликтными свойствами характера.

- если количество проблем, требующих решения, больше чем количество групп целесообразно временно отказаться от решения части проблем, но не нарушать принципа подбора групп, т.к. в этом случае работа будет не эффективна.

Основные правила работы проблемных групп:

- каждая группа должна работать не более чем над 1-2 проблемами одновременно.

- окончательная формулировка проблемы, ее количественные и качественные характеристики должны быть определены группой совместно с внешним или внутренним консультантом.

- для практического решения проблемы группой разрабатывается план работ.

- в плане работ должны быть задействованы все члены группы, а его временной горизонт ограничен периодом в 2-4 месяца.

- программа и план работ предоставляется и защищается группой на заседании штаба.

Работа должна вестись группой систематически, для чего необходимо на весь период работы группы определить день недели и время для сбора группы, и обсуждения выполненной работы и решения намеченных вопросов.

В отличие от проблемных, номинальные группы являются краткосрочным образованием на 1-3 недели, создаются для решения конкретных, чаще всего локальных задач. Их деятельность не столь жестко формализована, план работы не утверждается на заседании штата. Номинальная группа распускается после решения поставленной перед ней задачей.

Переговорные технологии. Они могут быть предметом самостоятельного консультационного проекта, а могут являться и составным элементом практически любой другой фирмы консультирования, когда противоречия во взглядах участников грозят принять конфликтную форму.

Правила проведения переговорных технологий:

- участники обращаются только к медиаторам (лицо ведущее переговорный процесс и занимающее нейтральную позицию).

- каждый из участников переговоров коротко формулирует вопросы, на которые он хотел бы получить ответ другой стороны.

- лицо, отвечающее на вопросы, излагает свою позицию тезисно.

- лицо, задавшее вопросы, формулирует свое отношение к этой позиции.

- медиатор согласовывает позицию второго лица с первым.

В случае несогласия сторон проводится одна или несколько итераций переговорного процесса. Если стороны пришли к согласию, то медиатор оформляет заключение, которое скрепляется подписями сторон, храниться и используется ими в работе.

Деловые игры. Эта форма консультирования позволяет за относительно короткое время выявить и хотя бы частично разрешить возникшие при моделировании проблемы, также она позволяет эффективно провести обучение и мотивацию персонала на проведение организационных изменений. Деловые игры, как правило, могут служить инструментом организационного развития только как часть консультационного процесса, органически сплетенная в общее решение проблемы.

Разработка методических материалов. К этой форме работы процессные консультанты прибегают для ускорения решений или внедрения уже найденного. Основной замысел структуры и содержания методической разработки консультанты, как правило, обсуждают и уточняют в ходе работы проблемных групп совещаний и семинаров, а также в ходе индивидуальных консультаций. Задача консультанта состоит не только в том, чтобы подготовить теоретически правильный материал, но и в том, чтобы он в максимальной степени был удобен для пользования. В идеальном случае воспринимается клиентом как его собственная разработка, которую консультант лишь оформил письменно.