Выбор формы консультирования

Выбор форм и методов консультирования на практике определяется двумя основными составляющими: проблемной областью клиентской организации; базисным уровнем ее организационного развития.

На рисунке 2 представлен алгоритм эффективного выбора формы консультирования.

 

Рис 2. Алгоритм эффективного выбора формы консультирования


Для определения формы консультирования необходимости установить уровень организационного развития клиента. Если он достаточно высок, то предпочтительнее применение мягких методов.

Работа с использованием мягких методов направлена на персонал предприятия и осуществляется преимущественно на стадии постановки задач, разработки программы и ее решения, анализа выработанных решений и доведения их до руководства. На всех промежуточных этапах организация клиент работает в режиме самореализации. К числу мягких форм консультирования можно отнести:

- проблемные группы;

- номинальные группы;

- рабочие группы;

- индивидуальное консультирование руководителей и специалистов.

В тех случаях, когда уровень организационного развития недостаточно высок, то целесообразно применение жестких форм консультирования, при которых консультант ведет практически весь процесс выработки, принятия и реализации решений, а сами решения подкрепляются приказами и распоряжениями руководства фирмы.

К жестким формам консультирования относятся:

- проблемные семинары;

- проблемные совещания;

- постановка деятельности служб и специалистов.