МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

ТЕМА 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА

 

1. Заполните таблицу:

 

Нормы муниципального права Обязывающие Запрещающие Дозволяющие
       

 

2. Найдите в тексте Конституции РФ нормы, регулирующие организацию и осуществление местного самоуправления. Проанализируйте их. Чем объясняется достаточно внушительный объем конституционного регулирования местного самоуправления в нашей стране?

 

3. В каком соотношении находятся понятия «муниципальное право» и «местное самоуправление»?

 

4. Отрасль муниципального права: обладает собственным методом правового регулирования; не обладает таковым вообще; метод данной отрасли заимствован из других отраслей права. Каково ваше мнение по этому вопросу?

 

5. В теории права названы системообразующие критерии любой отрасли права. Назовите их. Обладает ли муниципальное право этими признаками? В чем особенность предмета отрасли муниципального права?

 

6. Муниципальное право – это:

подотрасль конституционного права; самостоятельная отрасль права; комплексная отрасль права; микромодель российского права в целом. Обоснуйте свой выбор.

 

7. В литературе порой утверждается, что муниципальное право лишено собственного метода правового регулирования, а потому оно не может считаться отраслью права. Так ли это? Каковы особенности метода отрасли муниципального права?

 

8. В чем состоит комплексный характер отрасли муниципального права: в особенности предмета правового регулирования; в специфике норм муниципального права; в особенностях метода этой отрасли? Ваше мнение?

 

9. Как известно, один из методов муниципального права – метод гарантий. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 января 2007 года утрачивают силу содержащие общие положения статьи Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», закрепляющие основные принципы и условия приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Статьей 12 того же Федерального закона положения Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», определяющие жилые помещения, не подлежащие приватизации, дополнены нормой, согласно которой не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ) приватизация гражданами РФ государственного и муниципального жилищного фонда не предусматривается с 1 марта 2010 года.

Верховный Суд Российской Федерации утверждает, что отмена законодателем права граждан на бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (с 1 марта 2005 года – частичная, а с 1 января 2007 года – полная) противоречит вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, и не соответствует ее статьям 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3).

Граждане Н., Р., О., которым на основании части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции статьи 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы отказал в приватизации квартиры, предоставленной по договору социального найма 18 апреля 2005 года, просят признать примененную в их деле норму не соответствующей статьям 6 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), 35, 40 и 55 Конституции Российской Федерации.

Каким образом данный пример свидетельствует о гарантирующем методе воздействия норм муниципального права? Какую правовую позицию выработал Конституционный Суд РФ по данному вопросу?

 

ТЕМА 2