Распределение ресурсов и средств для воздействия на избирателей при примерно равномерном их распределении по всей избирательной территории
Части территории | Избиратели достаточно твердо выразили свои симпатии и антипатии | Степень поддержки достаточно условна | “Свои” избиратели достаточно однозначно поддерживают, а “противники” близки к колеблющимся | “Свои” близки к колеблющимся, “противники” достаточно однозначно поддерживают конкурента |
1. Поддерживающая | 20% | 50% | 20% | 60% |
2. Выступающая против | 10% | 20% | 20% | – |
3. Неопределившаяся | 0% | 30% | 60% | 40% |
В случае, если по количеству избирателей части избирательной территории не равны, наличные ресурсы распределяются прямо пропорционально количеству проживающих на данных частях территории независимо от степени их поддержки. Чем больше избирателей, тем больше ресурсов выделяется на “обработку” территории, где они проживают. Аналогичная “операция” осуществляется и в отношении поддержки со стороны избирателей, сгруппированных по социально-профессиональным и другим признакам.
5. Воздействие на избирателей посредством “героев” и “антигероев”
Важно определить влиятельные фигуры “героев” как местного, так и регионального и федерального уровней, которые пользуются значительным уважением со стороны большей части избирательного корпуса. Влиять на избирателей могут совершенно различные люди: от популярного молодежного певца до политического деятеля или священника. Естественно, что такое влияние, как правило, распространяется на определенные слои населения.
Параллельно с поиском харизматических фигур определяется и масштаб их влияния, которое может быть троякого рода:
– в масштабе избирательной территории различной величины;
– в масштабе отдельных коллективов как производственных, так и среди людей, проживающих на небольшой территории (например, микрорайон города, деревня);
– в масштабе конкретных социальных групп.
Данное положение своей исходной посылкой имеет гипотезу – значительная часть избирателей будет голосовать так же, как и лицо, которое является для них авторитетом, при условии организации их контактов (прямых и косвенных) с избирателями.
В качестве контрмеры, позволяющей ослабить поддержку конкурента, следует определить “антигероев”, т. е. людей, не пользующихся авторитетом среди различных категорий избирателей и в целом среди избирательного корпуса данной территории. Взгляды и мнения “антигероя” относительно поддержки конкурента необходимо настойчиво и различными путями доводить до избирателей, поддерживающих конкурента.
6. Проведение встреч
Встрече с избирателями должен предшествовать подготовительный период, включающий в себя:
а) Организационные мероприятия. Помимо чисто технической стороны дела, их важнейший элемент – определение мест публичных выступлений и индивидуальных встреч (прежде всего с влиятельными людьми);
б) Теоретическая подготовка. Необходимо по возможности более полно представлять качество “материала”, т. е. избирателей, проживающих на данной избирательной территории, что в обязательном порядке должно включать наличие следующих сведений:
– знание местных проблем и событий;
– результаты предыдущих голосований;
– социально-психологические особенности людей;
– возможная реакция при затрагивании той или иной темы;
в) Проведение определенного набора рекламных акций, предшествующих поездке:
– информирование избирателей о предстоящем визите;
– публикация в прессе статьи приезжающего или интервью с ним (желателен местный интервьюер);
– публикация статей, прямо или косвенно относящихся к приезжающему;
– “подогревание” интереса к визиту посредством действий доверенных лиц.
Собственно встреча с избирателями должна включать в себя следующие разноплановые элементы:
– желательно выступать перед аудиторией, однородной по социальному или профессиональному признаку;
– каждой аудитории необходимо говорить то, что ей понятно и доступно, даже если это противоречит тому, что говорилось в другой аудитории;
– желательно до 80% времени уделять ответам на вопросы что позволит вести более непринужденную беседу, раскрепостить присутствующих и установить с ними близкий контакт, но, самое главное, понять, чем живет, что волнует рядового избирателя, и на основе вопросов, тематика разброса которых будет невелика, отработать выступления, соответствующие настроению избирателей;
– иметь в аудитории “своих” людей, задающих вопросы как с целью заполнения возможных пауз, так и для снятия психологического барьера между аудиторией и оратором. Тематика задаваемых вопросов “своими” людьми должна быть жестко привязана к специфическим особенностям аудитории!
– один из членов команды должен записывать задаваемые вопросы, а также собирать вопросы, заданные в письменном виде. Последующий их анализ позволит понять настроения людей и при дальнейших встречах поднимать эти вопросы самому (кандидату), в результате чего у избирателей будет складываться мнение о кандидате как о прозорливом человеке, хорошо знающем и понимающим проблемы простого человека;
– во время выступления в различных частях зала должны сидеть “свои” люди с целью фиксирования реакции людей на выступление. После окончания выступления они должны смешаться с публикой и фиксировать реплики относительно выступления с последующим обобщением собранной информации.
Реплики систематизируются по следующим параметрам.
Таблица № 2
№ | Реплики | Пол | Возраст | Реакция соседей | Особые отметки |
1. 2. |
По возможности, после выступления стоит проводить замер его эффективности. Например, если выступление проходило на промышленном предприятии или в трудовом коллективе учреждения, института, то в течение нескольких дней после выступления следует провести миниопрос среди участников встречи об их впечатлениях. Опрос проводится по специально разработанной методике.
Каждая встреча с избирателями должна завершаться всесторонним анализом составляющих ее элементов, выработкой конкретных выводов и рекомендаций. С другой стороны, каждую встречу необходимо использовать для налаживания тесных контактов с влиятельными людьми для создания разветвленной сети активных сторонников, взаимодействия с людьми, способными оказать материальную поддержку в различных формах (от размножения листовок до денежных взносов в фонд кампании и финансирования работы местных активистов).
Таким образом, встреча с избирателями состоит из трех этапов:
а) подготовка встречи;
б) сама встреча;
в) подведение итогов.
7. Необходимые требования к кандидату
Кандидат на выборную должность должен обладать следующими качествами:
– владеть некоторыми навыками ораторского искусства;
– демонстрировать (в разумных пределах) уверенность в себе;
– уметь держать себя соответствующим образом в различных аудиториях;
– иметь соответствующий внешний вид;
– владеть некоторыми элементами артистизма;
– обладать способностью выслушивать и “переваривать” критику;
– иметь определенный уровень здоровья, позволяющий выдерживать физические и, особенно, психологические нагрузки;
– уметь быстро ориентироваться в случае резкого изменения ситуации;
– обладать способностью управлять своими эмоциями;
– уметь слушать (выслушивать до конца) людей;
– не теряться в сложных (неожиданных, непрограммируемых) ситуациях;
– обладать способностью при самом неблагоприятном для себя раскладе извлекать максимум возможного;
– уметь непринужденно, естественно держаться и говорить перед телекамерой;
– обладать основными навыками полемики;
– обладать чувством юмора;
– быть готовым беспрекословно подчиняться определенным требованиям руководителя избирательной кампании;
– уметь подбирать подходящие примеры для обоснования своих утверждений.
Часть вышеперечисленных качеств уже может быть свойственна кандидату, другая же часть усваивается посредством теоретической подготовки и практических занятий.
8. Команда
Состав и действия команды зависят от масштаба кампании, но в целом должны отвечать следующим требованиям:
– профессионализм;
– психологическая совместимость членов команды;
– жесткая исполнительская дисциплина;
– оптимальная загруженность работой (ни лишних, без дела слоняющихся людей, ни чрезвычайной загруженности работой всех и каждого в отдельности быть не должно);
– четкое распределение функциональных обязанностей;
– руководитель каждого направления должен иметь собственное видение решения поставленных задач (это должен быть не механический исполнитель, а творчески мыслящий человек);
– синхронность действий и взаимодополняемость;
– наличие резерва для усиления определенных направлений или замены выбывшего, по тем или иным причинам, члена команды;
– исключительно деловое, “без воды” и словоблудия, обсуждение путей решения стоящих задач;
– частичная взаимозаменяемость.
В зависимости от конкретных условий, материальных возможностей и масштаба кампании структура команды может претерпевать непринципиальные изменения. Так, для выборов депутата в районные органы власти можно некоторые подразделения объединить, сохранив при этом необходимую часть функций каждого из них. Для выборов же депутата в федеральные органы власти или глав исполнительной власти региона необходимо усиление некоторых направлений узкопрофильными специалистами. Таким образом, конкретное исполнение схемы и ее частичная модификация непосредственно зависят от специфики избирательной кампании.