Теоретические аспекты кредитно-денежной политики государства

 

В основе кредитно-денежной политики государства лежит денежная теория, в центре внимания которой исследование каналов влияния денег на реальный сектор экономики и разработка на этой основе практических рекомендаций по осуществлению экономической политики государства в кредитно-денежной сфере.

Роль денег в экономике по-разному оценивается сторонниками количественной теории денег и кейнсианцами.

Количественная теория денег отводила деньгам роль ценовой вуали, т.е. увеличение денег в обращении приводило только к росту товарных цен. Математически она выражается как MV=PY, где М - денежная масса в обращении в текущем периоде, V - усредненная скорость ее обращения в текущем периоде, Р - общий уровень цен на товары и услуги в текущем периоде, Y - объем реального ВВП в текущем периоде. Если V и Y постоянны, то увеличение денежного предложения будет прямо влиять на цены:

 

«...Одним из нормальных действий всякого увеличения количества денег будет точно пропорциональное повышение общего уровня цен», - утверждал И. Фишер.1

Это представление преобладало в западной экономической мысли вплоть до Кейнса и современных монетаристов. Дж. М. Кейнс подверг критике классическую теорию и показал, что деньги оказывают влияние на производство через процентную ставку: увеличение предложения денег приводит к снижению процентной ставки, росту инвестиционной активности и национального дохода. «... Существует особенно непосредственная и жесткая связь между изменениями количества денег и изменениями нормы процента», - сделал вывод Дж. М. Кейнс.2

Связь между предложением денег, процентной ставкой и инвестициями в реальный сектор экономики можно показать графически (рис. 5).

Рис. 5

Увеличение предложения денег, вызванное увеличением банковских резервов, приводит к смещению кривой предложения денег вправо, процентная ставка снижается, инвестиции растут. Спрос и предложение денег у Кейнса из чисто теоретических вопросов превращаются в практические, а процентная ставка является связующим звеном между деньгами и реальным сектором экономики. Вместе с тем теория денег Кейнса носит налет психологизма. Норма процента испытывает воздействие не только со стороны предложения денег, но и предпочтения ликвидности, которое, в свою очередь, зависит от характера ожиданий экономических агентов, от их умения предвидения в рыночной неопределенности. «... Норма процента в значительной степени психологический феномен», - считает Дж. М. Кейнс.1

Инвестиционные расходы фирм являются составной частью совокупных расходов общества, и их рост приводит к увеличению совокупного спроса, а, значит, производства и занятости. Рассмотрим это утверждение на примере модели AD-AS (рис.6), в которой P – уровень цен; Y – реальный объем производства; AS – совокупное предложение; AD – совокупный спрос; Y* - потенциальный объем производства.

На горизонтальном, кейнсианском, отрезке кривой совокупного предложения увеличение совокупного спроса, вызванное ростом инвестиционных расходов вследствие снижения процентной ставки, воздействует в основном на реальный объем производства и занятости, а не на уровень цен. В долгосрочном периоде (вертикальный отрезок кривой совокупного предложения) политика «дешевых денег» приведет только к росту цен.

Рис. 6

В результате, кейнсианская концепция кредитно-денежной политики включает довольно длинный передаточный механизм, состоящий из четырех звеньев (рис.7).

 
 

 

 


После экономического кризиса 1929-1933 гг. до конца 70-х гг. денежно-кредитное регулирование следовало кейнсианским рецептам стабилизации. Центральный Банк основное внимание уделял регулированию процентных ставок. В условиях падения производства и увеличения безработицы Центральный Банк в целях оживления конъюнктуры проводил политику кредитных экспансий путем расширения кредита и снижения нормы процента. В условиях экономического подъема, сопровождаемого «биржевой горячкой», ростом цен, спекуляцией, нарастанием диспропорций в экономике, Центральный Банк проводил политику кредитных рестрикций, т.е. ограничения кредита, роста процентных ставок, сдерживания эмиссии платежных средств.

В конце 70-х годов прошлого века произошел крутой поворот в сторону применения неоклассических теорий (главным образом, монетаризма) в качестве теоретической основы государственного регулирования экономики. Этому способствовали кризисные явления в экономике капиталистических стран в 70-е годы, когда падение производства сопровождалось ростом цен.

Монетаризм – это современная количественная теория денег. Согласно взглядам монетаристов, увеличение предложения денег воздействует непосредственно на совокупный спрос, а через него и на номинальный ВНП ( ):

 

В отличие от И. Фишера, монетаристы допускают, что в краткосрочном периоде при стабильной или постоянной скорости обращения денежной массы (V) увеличение количества денег может влиять как на цены, так и на объем выпуска, в долгосрочном же периоде оно ведет только к росту цен. Обратимся к модели AD-AS (монетаристский подход), представленной на рис.8. Увеличение совокупного спроса (смещение кривой AD на графике вправо вверх) приводит к росту цен и реального объема производства. Умеренная и управляемая инфляция, согласно монетаризму, стимулирует реальное производство.

Достичь экономической стабилизации, по мнению монетаристов, возможно только путем борьбы с инфляцией. А поскольку инфляция, с точки зрения лидера монетаризма М. Фридмена, представляет собой везде и всегда «денежное явление, возникающее и сопровождаемое более быстрым ростом денежной массы по сравнению с объемом производства», то «единственным эффективным способом остановить инфляцию является ограничение темпов роста количества обращающихся денег».2

Реальный объем производства

Рис. 8

 

С учетом среднегодового увеличения реального ВНП примерно на 3% и незначительного снижения скорости обращения денег М. Фридмен предлагает ограничить годовой темп роста денежной массы 3-5% от суммы наличности вне банковской системы и депозитов коммерческих банков как срочных, так и до востребования.

«Денежное правило» М. Фридмена нашло отражение в практике денежно-кредитного регулирования капиталистических стран.

Следуя рецептам монетаризма, центральные банки ведущих капиталистических стран в 70-е годы осуществляли таргетирование денежной массы, заключающееся в установлении целевых ориентиров - низших и высших пределов роста различных денежных агрегатов на предстоящий период.

Политика «зажима» денежной массы имела неоднозначные последствия. С одной стороны, удалось победить инфляцию. Так, в США уровень инфляции снизился с 15-12% в конце 70-х гг. до 4-2% в 1982-1983гг. С другой стороны, такая политика привела к падению объемов производства. В США потери ВНП за три года политики «дорогих денег» составили около 500 млрд. долл.

На практике центральные банки часто отходят от чисто монетаристских методов регулирования экономики, осуществляя смешанную политику регулирования как предложения денег, так и процентных ставок, смещая акценты в зависимости от конкретной экономической ситуации.

В 90-е г.г. центральные банки развитых и развивающихся стран перешли от политики таргетирования денежной массы к таргетированию инфляции, ставя ее в жесткие рамки. С 2002 г. политику таргетирования инфляции осуществляет Центральный банк РФ.