Этапы и виды прикладного социологического исследования

Прикладное социологическое исследование направлено на получение системы фактов, которые составляют


эмпирический базис социологической теории или имеют самостоятельное конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных заказчиков (руководителей предприятий, представителей общественных организаций, партий и.объединений, органов государственного управления, средств массовой информации). Оно проводится с целью подтверждения или опровержения теоретических предположений, гипотез. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов своего осуществления, которые отличаются друг от друга характером и содержанием, формами и процедурами исследовательской деятельности. Эти этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского замысла. Таковыми являются: 1) подготовительный этап; 2) полевой этап; 3) подготовка к обработке и обработка информации; 4) анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования1.

Подготовительный этап эмпирического социологического исследования насыщен разными видами работ, научными и практическими процедурами. Качество подготовки обеспечивает ценность информации, которая будет получена в результате проведенного исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа исследования, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

Полевой этап (или этап сбора первичной социологической информации) связан со сбором информации "в поле", т.е. в зоне практических действий социолога - получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, домах, на производстве и т.д. Информация собирается различными способами и инструментарием, которые присущи социологии и определены

В методологической литературе количество этапов варьируется, но суть дела от этого не меняется, т.к. отдельные этапы либо обобщаются, либо дробятся на более мелкие


программой исследования: при помощи различных видов опроса (анкетного, интервью, экспертного и т.д.), наблюдения, анализа документов, эксперимента.

Этап подготовки и обработки информации. Та .информация, которая получена на полевом этапе, нуждается в проверке иупорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты икачества заполнения и выбраковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на ЭВМ, это задача математика-программиста. В некоторых случаях (при небольших массивах и незначительном объеме инструментария) обработка информации производится вручную.

Анализ информации и подготовки итоговых документов (или заключительный этап). Методологический инструмент анализа - программа исследования, составленная на подготовительном этапе. Методы анализа зависят от вида социологического исследования, его целей и задач. В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новью социальные проблемы. На этом же этапе оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа выступают: 1) информационная справка; 2) информационная записка; 3) аналитическая записка; 4) отчет о научно-исследовательской работе. Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.

В зависимости от глубины требуемого количественно-качественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в ходе него задач различают три основных вида социологического исследования:

- пилотажное (разведывательное) исследование;

- описательное исследование;

- аналитическое исследование.


Пилотажное исследование является пробным исследованием, предваряющим основное. Оно предназначено для проверки качества подготовки основного исследования. Такое исследование охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. В ходе пилотажного исследования проверке подвергаются все элементы будущего основного исследования: уточняются его задачи и гипотезы, проверяется качество операционализации основных понятий, уточняется инструментарий исследования, корректируются границы обследуемой совокупности в основном исследовании, выявляются трудности, которые могут встретиться в ходе его проведения, отрабатывается организация сбора информации. Часто в результате пилотажного исследования формируются новые гипотезы, а также собираются оперативные социологические данные. Для определения объема выборки пилотажного исследования не существует каких-либо формул; обычно исследуемая совокупность насчитывает 50-100 человек, но в эту выборку должны включаться все значимые для целей исследования группы респондентов.

Описательное исследование - это более сложный вид конкретно-социологического анализа. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его надежная методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Описательное исследование обычно применяется, когда объект анализа - относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. В исследовании такого вида можно осуществить сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Выбор методов сбора информации в описа-


тельном исследовании определяется его задачами и направленностью.

Аналитическое исследование - это самый углубленный вид социологического анализа, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают его характер и специфику. Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер; в нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Наряду с основным критерием различения видов социологического исследования могут использоваться и другие критерии, связанные с формой и характером проведения исследования.

Так, в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, выделяются два вида социологического исследования -точечное (разовое) и повторное.

Точечное исследование дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный "срез" характеристик объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени, т.е. однократное снятие информации о каком-либо явлении позволяет охарактеризовать явление в статике, но непригодно дляописания изменений этих явлений.

Повторное исследование - это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимые несколько раз, через определенные промежутки времени, в одинаковых или различающихся социальных условиях. Возможные варианты типов повторных социологических исследований определяются обследуемым контингентом, временем обследования и ситуацией. Повторные исследования достаточно сложны и требуют от социолога высокой методической и методологической подготовленности.


Основными требованиями к повторным исследованиям являются сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравниваемым показателям.

Повторные исследования, в свою очередь, делятся на:

- трендовые исследования;

- панельные исследования;

- лонгитюдные исследования.

Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалом во времени с целью анализа изменений на уровне определенной группы, совокупности.

Различают когортные тренды и исторические тренды.

Объектом когортных трендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время повторных обследований. Выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты.

Объектом исторических трендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорты и время проведения обследования изменяются. Данные получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых социальных условиях.

Ни исторические, ни когортные тренды не дают возможности анализировать индивидуальные пути жизнедеятельности человека. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.

При проведении панельного исследования обследованию подвергаются одни ите же люди через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости, а также общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между обследованиями являются произвольными. Исследования проводятся по одинаковой методике. Соблюдение единообразия при проведении панельного исследования - важнейшее условие корректности его результатов. При проведении панельных исследований получают информацию


именно об индивидуальных изменениях в обследуемой совокупности. Главным недостатком панельных исследований является сложность сохранения выборки от одного исследования до другого. Кроме того, существует такая возможность, что с течением времени члены выборки уже станут нетипичными для генеральной совокупности, и данные о них не будут достоверными для нее. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий).

Если же моменты повторного обследования выбираются с учетом генезиса самой изучаемой совокупности,. по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным. Если в панельных исследованиях объектом наблюдения могут быть любые возрастные группы, то в лонгитюдных исследованиях, как правило, изучается только молодежь как наиболее динамично развивающаяся возрастная группа. Преимущества лонгитюдных исследований по сравнению с другими видами повторных социологических исследований заключаются в возможности эффективно изучать процессы развития изучаемых объектов; выявлять специфические варианты этого развития для групп, входящих в изучаемую совокупность; анализировать тенденции развития индивидов, входящих в различные социальные группы; устанавливать изменения в связях между изучаемыми признаками и выявлять детерминанты процессов развития.

Проведение лонгитюдного исследования требует больших затрат средств и времени, длительной методической и методологической подготовки. При проведении лонгитюдного исследования важнейшим является требование единообразия исследования и соблюдения относительного постоянства показателей на всех этапах исследования. Важной методической проблемой при проведении лонгитюдного исследования является сохранение и недо-


пущение сужения выборки с течением времени, и соответствие этой выборки генеральной совокупности.

При проведении повторных исследований всех видов: когортных и исторических трендов, панельных и, особенно, лонгитюдных исследований важнейшим условием их эффективности является создание баз данных на ЭВМ и обработка материалов исследований с помощью специальных программных средств.

Для этого целесообразно использовать новую форму организации социальной информации - социальный мониторинг-.

Проблемы организации, управления и изучения общественных явлений предполагают получение и использование сложных потоков информации политического, экономического и социального содержания. Эта информация, как правило, не систематизирована, несопоставима, получена из разных источников и по разным методикам, обладает различной степенью достоверности, содержит дублирование сведений и характеризуется избыточностью данных по одним проблемам и недостаточностью по другим. Поэтому для получения достоверной информационной картины социальной реальности, динамики происходящих социальных процессов в конкретном пункте, регионе, стране необходим специальный сбор н обработка таких сведений, которые наиболее полно отражают социальные изменения, относительно легко поддаются классификации, систематизации и обобщению в количественной форме.

Наиболее эффективным способом решения таких проблем является организация социального мониторинга - непрерывного и оперативного получения данных о явлениях и процессах, происходящих в обществе. Мониторинг как процесс получения социальной информации является целостной системой, позволяющей фиксировать, хранить и производить первичный анализ получаемых сведений. Сбор данных в форме мониторинга предполагает наличие теоретической и методологической базы и технических средств его осуществления.

Теоретическое обеспечение функционирования системы мониторинга - это программа сбора информации,

438 .


получаемой в ходе сбора данных, разработка форм представления и хранения этой информации.

Техническое обеспечение мониторинга - это разветвленные сети каналов связи, охватывающие все объекты наблюдения, крупный головной вычислительный центр и более мелкие (областные, районные, городские) вычислительные центры, а также специальная вычислительная техника.

В системе социального мониторинга необходимо выделить две подсистемы: социологический и статистический мониторинга.

Социологический мониторинг представляет собой некоторую целостную систему отслеживания происходящих в обществе перемен на основе исследования и анализа массовых представлений о них. Его главная задача -получение новой, нужной и систематизированной социологической информации, причем не единовременно, а систематически, через небольшие периоды времени. При мониторинговой форме исследования, как правило, проводятся обязательные ежемесячные и ежеквартальные экспресс-опросы по наиболее актуальным проблемам.

Статистический мониторинг - это система получения количественных характеристик, а именно: статистических показателей и коэффициентов о различных сторонах жизни общества. Главная цель статистического мониторинга - сбор и передача некоторого набора показателей социальной и экономической статистики, необходимого для эффективного анализа явлений в политической, экономической, социальной и других сферах.

Социологический и статистический мониторинга предоставляют различную информацию: социологический мониторинг учитывает субъективные мнения людей по различным вопросам, а статистический мониторинг дает описание различных явлений с помощью объективных количественных характеристик. Однако несмотря на различие в характере социологических и статистических данных, принципы организации подсистем социологического и статистического мониторинга совпадают, и обе эти системы, объединяясь, образуют единую систему социального мониторинга.


Итак, социальный мониторинг - это разветвленная система получения, обработки и хранения социологической и статистической информации по наиболее актуальным проблемам жизни общества. Основными чертами социального мониторинга являются:

1) охват наиболее значительных социальных явлений в стране;

2) наличие определенного постоянного состава показателей и индикаторов (социологических и статистических);

3) наличие временных показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости от потребностей пользователя, что обеспечивает гибкость системы мониторинга;

4) передача данных по каналам связи на центральный вычислительный центр, их обработка и хранение;

5) проведение мониторинга из единого организационного центра;

6) организация доступа потребителей к имеющейся информации.

Важнейшей задачей реализации функций системы социального мониторинга является организация комплексной обработки статистической и социологической информации. Получение данных такого рода позволяет вывести достаточно обоснованные закономерности поведения людей в зависимости от объективных условий жизни и, наоборот, определить, как интересы, ценностные ориентации, мотивы и цели деятельности людей влияют на эти условия. Мониторинговое исследование значительно уменьшает трудности сопоставления социологических и статистических данных между собой, так как предполагает четкое описание системы показателей, индикаторов, приемов сбора данных, методов их первичной обработки. Наличие единого центра обеспечивает четкое фиксирование выборки, отслеживание однообразия изучаемого объекта облегчает сопоставимость и сравнимость получаемой информации на основе заранее выработанных критериев.

При проведении социального мониторинга необходимо соблюдение следующих принципов сбора данных:


1) проведение социологических опросов и статистического наблюдения на одних и тех же территориях или административных единицах;

2) согласованность сроков сбора социологических и статистических данных;

3) единообразие выходных форм для получения данных;

4) отработка критериев корреляции социологических и статистических данных;

5) наличие, сохранение и пополнение единого банка социальной информации.

Помимо удовлетворения нужд науки и управления высококачественной информацией о жизни общества социальный мониторинг должен обеспечивать доступность для любого пользователя имеющейся информации по всем интересующим его вопросам. Очень важное значение в системе мониторинга имеет программное обеспечение потребителя, которое должно включать в себя следующие функции:

1) предоставление легко воспринимаемой выходной информации;

2) осуществление быстрого поиска и отбора информации в соответствии с целями пользователя;

3) предоставление возможности выбора методов обработки отобранной информации и форм предоставления конкретных результатов обработки.

Новая организация информационного обслуживания потребителей - одно из важнейших направлений повышения качества и эффективности социальных исследований и одна из основных функций системы социального мониторинга в современных условиях.

Таковы основные этапы и виды социологического исследования. Рассмотрим более подробно реализацию этих этапов.