Вопрос 4. Управление государственным и муниципальным долгом

 

Управление государственным долгом РФ возложено на Правительство РФ.[15] Конкретные мероприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин России.[16] Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а муниципальным долгом – уполномоченным органом местного самоуправления.

Управление государственным (муниципальным) долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства и органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.

Основными мероприятиями по управлению государственным (муниципальным) долгом на современном этапе являются реструктуризация, новация и пролонгация.

Реструктуризация – это основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.[17] В качестве примера можно привести реструктуризацию задолженности перед Лондонским клубом, для чего в 1999 и 2000 годах были выпущены облигации внешних облигационных займов (еврооблигации).

Новация предполагает замену одного обязательства другим между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства. В современной истории России новация применялась довольно активно, например, новация была проведена в 1998 г., когда государственные краткосрочные обязательства (ГКО) были обменены на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ) с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 г.).

Пролонгация означает продление срока действия займа. Проведение любого из трех перечисленных мероприятий по управлению государственным долгом возможно только на основе принципа добровольности, поскольку Гражданский кодекс РФ запретил изменять условия ранее выпущенного в обращение займа.[18]

Применяются и другие мероприятия по управлению государственным долгом – конверсия, консолидация, унификация, аннулирование.

Конверсия государственного долга – это сокращение долга или его замена на другие виды обязательств. Этот вид мероприятий по управлению государственным долгом имеет чисто политический характер. Так, в 2004 году Россия подписала соглашение с Таджикистаном о погашении задолженности последнего путем передачи в собственность Российской Федерации оптико-электронного узла «Нурек» системы контроля космического пространства и конверсии части долга в строительство Сангтудинской ГЭС-1. Аналогичные мероприятия проводятся с другими странами-должниками. Конверсию государственного долга применяют все ведущие страны мира, как один из эффективных инструментов политического влияния.

Конверсия займа – это изменение размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком – государством (муниципальным образованием) своим кредиторам.

Консолидация – это изменение сроков действия ранее выпущенных займов. Как уже упоминалось ранее, конверсия или консолидация займа не может проводиться в одностороннем порядке.

Унификация займа – это обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Оформляется, как правило, в виде новации.

Аннулирование государственного долга – это полный отказ от долговых обязательств. Приводит к потере всей собственности за границей и внутренним социальным волнениям. В России было применено один раз в 1918 году большевиками, что имело катастрофические последствия для страны.

 

8.


[1] О федеральном бюджете на 2007 год [Текст]: Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ, Ст. 97 // СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (2 ч.), ст. 5504.

[2] Платежный баланс и внешний долг РФ за I квартал 2007 года [Текст] // Вестник Банка России, № 48-49, 23.08.2007.

[3] О федеральном бюджете на 2000 год [Текст]: Федеральный закон от 31.12.1999. № 227-ФЗ (ред. от 30.12.2001). Ст. 122 // СЗ РФ, 03.01.2000. № 1 (ч. 1). Ст. 10.

[4] Платежный баланс и внешний долг России за 2000 год [Текст] // Вестник Банка России. 29.05.2001. № 33-34.

[5] Платежный баланс и внешний долг РФ за I квартал 2007 года [Текст] // Вестник Банка России, № 48-49, 23.08.2007.

[6] Там же.

[7] Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов [Текст]: Постановление Правительства РФ от 23.06.2000 № 478 // СЗ РФ. 10.07.2000. № 28. Ст. 2976.

[8] Платежный баланс России за 1998 год [Текст] // Вестник Банка России. 14.05.99. № 29.

[9] Платежный баланс и внешний долг РФ за январь - сентябрь 2005 года [Текст] // Вестник Банка России. 14.02.2006. № 8-9.

[10] Платежный баланс России за 1998 год [Текст] // Вестник Банка России. 14.05.99. № 29.

[11] Платежный баланс и внешний долг РФ за январь - сентябрь 2005 года [Текст] // Вестник Банка России. 14.02.2006. № 8-9.

[12] О федеральном бюджете на 2007 год [Текст]: Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ, Ст. 97 // СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (2 ч.), ст. 5504.

[13] О федеральном бюджете на 2006 год [Текст]: Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ. Ст. 87 // СЗ РФ. 26.12.2005. № 52 (ч. 2). Ст. 5602.

[14] О федеральном бюджете на 2007 год [Текст]: Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ, Приложение 50 // СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (2 ч.), ст. 5504.

[15] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ, Ст. 101 [Текст] // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3823.

[16] Там же. Ст. 165.

[17] Там же. Ст. 105.

[18] Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, Ст. 817 [Текст] // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.