Социальный статус

Каждый человек в своей жизни взаимодействует с множеством других индивидов. В пространстве социальных связей и взаимодействий поступки людей, их отношения друг с другом в решающей степени определяются положением, которое они занимают в обществе. Нам легко представить президента страны, выступающего с речью на заседании парламента, но трудно представить


крупного банкира или предпринимателя, просящего милостыню в проходе у станции метро "Октябрьская" в Минске. Положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями, называют социальным статусом. Термин "статус" в Древнем Риме означал правовое положение юридического лица. Спустя две тысячи лет, в конце XIX века, английский историк Г.Д.С. Мейн начал употреблять его в социологическом смысле для обозначения социальной позиции, занимаемой той или иной личностью в социальной структуре общества. Существенный вклад в развитие теории социального статуса внесли такие известные социологи, как Р. Линтон, Р. Мертон, Р. Тернер, Т. Пар-сонс и др.

Согласно современным представлениям, социальный статус - это соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением. Понятие социального статуса характеризует место личности в социальной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, в ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Последняя может выражаться в различных качественных и количественных показателях - авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, премия, награда, звание, слава и т.п.

Р. Линтон счел необходимым выделить "двойственное значение" понятия "социальный статус". Каждый человек, утверждал он, обладает определенным социальным статусом, в'соответствии с которым занимает определенное место в социальной иерархии, например, губернатор штата, шериф, полицейский и т.п. Но в то же время каждый индивид совмещает в своем лице несколько статусов, будучи одновременно губернатором, членом республиканской партии, мужем, отцом, игроком в бейсбол и т.д. Иногда эти статусы приходят в противоречие друг с другом. В таком случае индивид, выполняя предписания одного из социальных статусов, оказывается вынужденным игнорировать требования другого. В своем


реальном поведении индивид обычно стремится сохранить свой социальный статус или повысить его. Порой человек вынужден жертвовать многим, чтобы поступать в соответствии с требованиями своего социального статуса - воздерживаться от тех или иных желаний, быть сдержанным в присутствии посторонних, соблюдать правила этикета, требования морали, права и т.п.

Многогранность личности воплощается не в одном, а в нескольких присущих ей статусах. Охарактеризуем, например, доцента Н. Физик - его профессия, доцент кафедры теоретической физики - его должностной статус, 42 года - его возрастная характеристика, мужчина -его половой отличительный признак, ниже среднего по размерам доход - экономическая особенность вузовского преподавателя в кризисном обществе, работник умственного труда (интеллигент) - стратификационная характеристика, член партии народного согласия - политическая позиция. Все эти характеристики описывают позицию одного и того же человека, но с различных сторон. Но каждая из них имеет социальный смысл только в соотнесенности с позициями других людей: позиция доцента -с позициями студентов или заведующего кафедрой (декана), позиция интеллигента - с позициями рабочего, милиционера или предпринимателя, позиция мужчины с позицией женщины: жены, сестры, сотрудницы, соседки и т.п. Все эти и им подобные характеристики, взятые вместе, в своей целостности, дают возможность представить социальный статус данной личности.

В различных странах, в различных системах культур и на разных этапах их развития критерии важности или неважности различных социальных статусов оказываются различными. Скажем, статус священника в Италии или Польше оценивался обществом выше, чем статус шахматного гроссмейстера, в то время как в бывшем Советском Союзе оценки этих статусов были противоположными. Сегодня в Беларуси, как и в других странах СНГ, статус шахматиста в оценках общественного мнения существенно снизился, а статус священника существенно возрос.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусных признаков, Роберт Мертон ввел в

* 121


социологию понятие "статусный набор", которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного индивида.

Итак, статусный набор представляет собой всю совокупность статусов, характеризующих данную личность в многообразии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения ею своих прав и обязанностей. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, наиболее характерный для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие или отождествляют его с ним. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные для индивида, независимо от того, каков в целом набор его статусов. Достаточно назвать имя Александр Македонский, как мы тут же назовем его полководцем, безошибочно определяя его главный статус, который предопределил его вхождение во всемирную историю в качестве великой личности. Точно так же мы поступим при упоминании имени Петра Ильича Чайковского, безошибочно называя его великим композитором, или Ми-келанджело, относя его к великим художникам.

Из приведенных примеров видно, что главным в жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, стиль жизни, манеру поведения, круг знакомых и т.п.

В социологии принято различать два статуса - личный и социальный. Социальный статус употребляется обычно в двух значениях - в широком и узком. Когда этот термин употребляется в широком смысле, речь идет, как уже отмечалось, о положении, занимаемом человеком объективно в социальной структуре общества. Но существует специфическое восприятие социального статуса человека в общественном мнении, в предрассудках, которые далеко не всегда совпадают с реальным социальным статусом данного индивида. В таком случае обыденное сознание, молва, слухи и т.п. не считаются с индивидуальными качествами той или иной личности, а оценивают представителей той или иной социальной группы по бытующему шаблону: "все предприниматели -жулики", "все строители - пьяницы".

122'


Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей. Когда каждый из нас представляется незнакомым людям или знакомит их со своим приятелем, сослуживцем и т.п., то обычно называет, прежде всего, социально-статусные характеристики представляемого - социальное положение, место работы, национальность и др. А когда мы общаемся с хорошо знакомыми людьми, для них важнее всего не социально-статусные, а индивидуально-личностные характеристики человека - его доброта, отзывчивость, порядочность и т.п.

В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов. Оно возникает, как правило, в двух случаях: 1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую - в другой, 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого статуса или мешают их выполнению. Например, доцент Н. может обладать высоким профессиональным статусом, но одновременно быть посредственным или даже плохим танцором, игроком в волейбол или в шахматы. В этом случае мы имеем дело с несовпадением статусов первого рода. Но возможна и совершенно иная ситуация. Тот же самый доцент может оказаться взяточником во время приема вступительных экзаменов в ВУЗ у абитуриентов. В таком случае возникает принципиальная несовместимость двух статусов: характерные признаки поведения взяточника находятся в разительном противоречии со статусом доцента, с необходимыми для него профессиональными характеристиками - быть квалифицированным преподавателем и воспитателем студентов.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, различаются еще два вида статусов: предписанный и достигаемый. Скажем, мужчина - это предписанный, независимо от желаний, стремлений, усилий данный индивиду статус самим фактом его рождения


в качестве особи мужского пола. Белорус - прирожденный статус, показывающий национальность данного индивида. Негр - прирожденный статус, характеризующий принадлежность данного индивида к определенной расе Все эти три статусных признака - пол, национальность, расовая принадлежность - заданы человеку фактом его происхождения независимо от его сознания, желания и воли.'Правда, в последнее время выяснилось, что пол индивида можно изменить в результате хирургического вмешательства, когда мальчик или юноша чувствовавший, мысливший, испытывавший влечение к чему-то или к кому-то как девочка, достигнув периода половой зрелости, усилиями врачей превращается в женщину, или, наоборот, женщина становится мужчиной. Поэтому возникло разведение понятий биологического и социально приобретенного пола.

Прирожденными, передающимися по наследству являются дворянские титулы князя, барона, графа, передаваемые от отца к сыну самим фактом рождения последнего. Таким образом, предписанным является такой статус в обществе, который индивид занимает независимо от своего сознания, желаний, воли, усилий, над которым он не обладает контролем.

С От предписанного статуса существенно отличается тот статус, который достигается человеком благодаря его собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и называется поэтому достигаемым. Статус профессора, чемпиона мира или президента страны человек, как правило, приобретает, применяя свои знания, умения, навыки, затрачивая огромный труд, преодолевая трудности и препятствия на пути к достижению цели. Поэтому достигаемым называется статус; который является вознаграждением данного индивида за его усилия, целеустремленность, настойчивость, волю к достижению поставленной цели или же оказывается следствием удачи и везения. Достигаемый статус требует от человека принятия самостоятельного решения и осуществления самостоятельных действий, постоянного контроля над ними и их сознательного корректирования в соответствии с выбранной целью. К достигаемому относится такой статус, который человек приобретает благодаря своей деятельности, успехам или


заслугам. Почетным гражданином города, почетным доктором или заслуженным деятелем науки какой-то страны, зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям, даже не добиваясь специально такого звания.

Социальный статус, особенно достигаемый, органично связан как с оценкой его окружающими людьми, так и с индивидуальной самооценкой, которая может совпадать или не совпадать с оценкой социальной группы или общества в целом. В оценке личностью своего социального статуса встречаются две крайности. Заниженная статусная самооценка обычно приводит к слабой сопротивляемости внешним влияниям, чужим мнениям и взглядам, к конформизму. Такие люди чаще всего не уверены в себе, подвержены пессимистическому мировосприятию. Наоборот, высокая самооценка чаще всего приводит к уверенности в своих силах и творческой активности, предприимчивости, жизненному оптимизму.

Обязанности, в связи с которыми определяется статусная позиция личности, могут рассматриваться как личные обязательства, вследствие чего человек испытывает чувство персональной ответственности за выполнение этих требований. Но, поскольку все это соотносится с социальными позициями и ожиданиями других людей, каждый индивид в своей жизнедеятельности стремится сохранить или повысить свой социальный статус, хотя объективно он может и понижаться.

Высокий социальный статус выступает в значении нормы и общественного идеала, и в этом своем качестве обладает большими потенциальными возможностями как в процессе социализации личности, так и в реальной деятельности ее в различных сферах общественной жизни, побуждая ее к социальной активности, к достижению успехов в решении стоящих перед нею задач. Чем более демократичным является общество, тем меньшее значение в нем имеют предписанные статусы, определяемые социальным происхождением, национальностью или полом; тем большую роль играют в нем достигаемые статусы, которые являются результатом высокого уровня образования, компетентности, профессионализма, активной целеустремленной деятельности личности, ее успехов и заслуг.


3.9. Социальная роль

В реальной жизнедеятельности социальный статус личности как соотносительная категория, функционирующая только в соотнесенности со статусами других людей, проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими людьми данная личность.

Посмотрим на стадион во время футбольного матча. Чтобы было проще проанализировать этот матч, в понятиях ролевой теории, давайте договоримся, что главными в рассматриваемом действии выступают три роли: судьи, футболиста и зрителя. Роль судьи заключается в том, чтобы все действия игроков во время матча соответствовали правилам игры, а каждое допущенное нарушение подвергалось штрафу. Футболисты, играющие на футбольном поле, призваны к тому, чтобы совместными хорошо слаженными усилиями, действиями обеспечить победу над командой соперников. Зрители же собрались на трибунах стадиона, чтобы получить удовольствие от красивой игры и "поболеть" за свою любимую команду. Игра доставит удовольствие только в том случае, если все действующие в ней лица будут строго следовать предписанным им правилам, или ролям: судья - строго следить за соблюдением правил игроками, футболисты - своими действиями (пасом, обводкой соперника, ударами по мячу и т.п.) обеспечивать забивание голов в ворота соперника и недопущение взятия своих ворот чужой командой. Если же судья не только не будет контролировать соблюдения футбольных правил игроками, но и сам начнет их нарушать, "подсуживая" одной из команд, он может полностью испортить весь матч, вызвав справедливое возмущение игроков и зрителей. Если один из зрителей заснет во время матча, на это никто не обратит внимания, но если так поступит вратарь одной из команд, особенно той, за которую "болеет" большинство зрителей, "зевнув" мяч, влетевший в его ворота, негодованию зрителей, да и игроков его команды, не будет предела.

Нетрудно заметить, что и сами игроки в команде выполняют различные роли: одни выполняют функции защитников, другие - полузащитников, третьи - нападающих, а вратарь поставлен стражем у своих ворот и


имеет ограниченное пространство для выполнения своей роли - в пределах штрафной площадки. Более того, у различных игроков имеются различные амплуа, т.е. своеобразная специализация футболиста на исполнение ролей, наиболее соответствующих его физическим данным, характеру дарования, умениям, навыкам, мастерству, например, разыгрывающий, пенальтист, атакующий защитник, "чистильщик" и т.п.

Не только в футболе, но и в любом другом способе взаимодействия индивиды выполняют определенные роли. В каждой социальной ситуации каждый из нас выполняет определенную роль: профессор, студент, друг, женщина, мужчина, муж, брат, отец, покупатель, пассажир, футбольный болельщик, игрок в волейбол и т.п. Каждая из этих ролей включает в себя свой "сценарий", который мы проигрываем во взаимодействии с другими людьми. Некоторые роли считаются более требуемыми, а некоторые более важными, чем другие. Фактически почти каждый юноша или мужчина считается достаточно компетентным, чтобы выполнять роль друга или супруга, но далеко не каждый в состоянии выполнить роль математика, шахматного гроссмейстера или поп-звезды. Роль, которая считается более необходимой, более важной или более популярной, приносит ее исполнителю большее вознаграждение, чем роли, оцениваемые обществом как менее важные.Таким образом, понятие социальной роли означает совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

Человек в своем повседневном взаимодействии с другими людьми обычно выполняет не одну, а несколько ролей. Например, профессор университета может и должен выполнять такие роли, как преподаватель, исследователь, воспитатель молодежи, консультант государственного учреждения или фирмы, руководитель кафедры, автор научных статей и книг и т.п. Каждая роль, исполняемая им, требует определенного содержания деятельности, манеры поведения и общения с людьми, каждая сопровождается определенными ожиданиями к ней со стороны других людей.

Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 году. Он


рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми личность должна вести себя в определенных ситуациях. Эти нормы определяют те виды поведения, которые человек, обладающий данным социальным статусом, может осуществлять по отношению к лицу с другим статусом и наоборот, поступки второго лица по отношению к первому. Поднятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность воспроизводит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно определить и как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к "лицам, занимающим определенные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.

С Следовательно, социальная роль, возникая в связи с конкретной социальной позицией (статусом), занимаемой данной личностью в социально-стратификационной структуре общества, выступает вместе с тем в качестве конкретного, нормативно одобряемого способа поведения, обязательного для данной личности. Поэтому социальные роли, выполняемые тем или иным индивидом, становятся решающей характеристикой его личности,' не теряя, однако, своего социально-производного и, в этом смысле, объективно-необходимого характера. (Л это означает, что социальные роли, выполняемые людьми в их взаимодействиях друг с другом, персонифицируют господствующие общественные отношения, являются социально обусловлен ными. J

Поскольку человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а множество ролей, ассоциируемых со свойственным ему социальным статусом, Р. Мертон ввел в социологию понятие "ролевой набор", обозначающее совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях^Однако любая из ролей, выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться только во взаимодействии (реальном или


мысленном) с другими людьми J Поэтому, как отмечал П. Сорокин, вне драмы не может быть роли: ведь роль возможна лишь в контексте всех других ролей. Что бы ни делал изолированный индивид, никакое из его действий не представляет собой ни социального явления, ни его простейшего образования. Роль может стать социальной лишь при наличии социальной матрицы. А такой социальной матрицей может быть только социально значимое взаимодействие двух или более индивидов.

Если исходить из матричного понимания значимости социальных ролей, то в их функционировании следует выделить три основных блока: 1) представляемая роль -система определенных ожиданий и социальных групп, ориентированная на субъекты ролевого поведения; 2) субъективно воспринимаемая роль - совокупность тех специфических экспектаций (ожиданий), которые приписывает самому себе человек, обладающий определенным статусом, т.е. его{субъективное представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с лицами других социальных статусов; 3) играемая роль - реальное, воплощаемое в конкретных поступках поведение данной личности, обладающей этим статусом, по отношению к другому лицу/(другим лицам) с другим или одинаковым статусом. Именно этот третий блок ролевой структуры представляет собой объективирование вовне - в поступках, действиях и т.п. осуществляемой индивидом роли, ее поведенческую реализацию.

Уже упомянутый Т. Парсонс утверждал, что каждое действующее лицо (актер) нацелено на получение максимального удовлетворения от совершаемого действия и его результатов, если это достигается во взаимодействии с другим действующим лицом. Таким образом, каждый индивид приходит к ожиданию определенных действий от других в определенных ситуациях. Из этих ожиданий (экспектаций) возникают социальные правила (нормы) и общепринятые ценности, помогающие гарантировать желаемый характер ответных, реакций. Все это создает систему "ролевых статусов", каждому из которых предписывается определенное ожидаемое поведение, а также поощрение и наказание за соответствие или несоответствие поведения данным ожиданиям. Поэтому социальная роль


мыслится Т. Парсонсом не просто как сектор конкретной системы действий данного индивида, но как сектор, который подчинен определенной совокупности нормативных экспектаций на уровне социальной системы и связан с совокупностью отношений взаимодействия с другими исполнителями такого типа, что вместе они составляют коллектив.

Процесс усвоения индивидом социальных ролей, осуществляющийся в ходе социализации личности, включает в себя, по Т. Парсонсу, три основных компонента. Первый из них заключается в интернализации (т.е. в глубоком внутреннем усвоении) индивидом мотиваций, кон-кретизирумых в виде приемлемых для данного общества и данной совокупности ролей в этом обществе ориентиров поведения. Вторым компонентом этого процесса является предоставление обществом индивиду благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему (и избираемыми им самим) ролями. Наконец, поскольку индивид взаимодействует с другими людьми в системе коллективов, основным условием их солидарности является соблюдение выполняющими свои роли индивидами надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям.

Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утверждению известного немецкого социолога Н. Лума-на, специфические "сети отношений", в которых индивиды, выполняющие свои социальные роли, действуют с оглядкой на другие роли. Любой авторитет основывается на ролевых связках. Он ограничен и уравновешен тем, кем может быть и чего может достичь носитель авторитета в других взаимодействиях. Именно взаимность, симметричность различных ролей придает системе интеракций (взаимодействий) собственный специфический смысл, создавая условия для возникновения партнерства.

В реализации идеи партнерства, как установил американский социолог И. Гоффман, возникает различие между содержанием роли и ролевым исполнением. Роль определяет, как человек будет (должен) себя вести, если станет соблюдать в определенной ситуации определенные правила. А исполнение роли - это "реальное поведение


человека в определенной ситуации", которое может отличаться, порой существенно, от предписанной роли. Мы часто выходим за рамки роли или играем ее не полностью. Более того, мы иногда выполняем наши роли неубедительно, некомпетентно и даже вызывающе плохо, выходя за рамки жизненного "сценария". Роли в жизни, согласно И. Гоффману, бывают сценическими и закулисными. Официанты в ресторане, например, играют сценически роли перед посетителями, но более расслабленно и естественно ведут себя на кухне, где их видят только повара и другие официанты. Профессор ведет себя по-разному, разговаривая со студентами в холле или выступая перед ними с лекцией в аудитории.

Как бы то ни было, человек ни в коем случае не должен пренебрегать исполнением своей роли, ибо такое пренебрежение в реальной жизни способно привести к утрате друзей, работы, семьи и даже свободы.

Социальные по своему происхождению и характеру требования роли становятся структурными компонентами человеческой личности в процессе ее социализации и ин-териоризации (глубокого внутреннего усвоения ею норм и прайил, характеризующих содержание и сущность данной социальной роли). Интериоризировать определенную роль, интегрировать ее в свой поведенческий блок - значит придать ей собственную, индивидуальную окраску, оценить и выработать определенное отношение к социальной позиции (статусу), формирующей соответствующую социальную роль. В ходе интериоризации роли личностью социально выработанные нормы воплощаются в ее поведение, проходя сквозь призму личцостных установок, убеждений, принципов, идеалов. Именно через социальную роль, через усвоение и воплощение в своих поступках, в своей деятельности правил и норм индивид включается в свойственную обществу социодинамику культуры. Поэтому, если статус характеризует включенность личности в социальную структуру общества, то социальная роль воплощает в себя скорее включенность личности в культуру, меру культурного развития человека.

В нормативной структуре социальной роли могут быть выделены четыре основных элемента: 1) описание


того типа поведения, которое требуется социальным окружением от лица в данной роли; 2) ожидания, предписания и требования, которые требуются от данного лица в связи с подобным поведением; 3) оценка окружающими людьми выполнения данной роли или ее невыполнения; 4) санкции за благоприятные или неблагоприятные социальные последствия действий в рамках требований к данной социальной роли (поощрения, вознаграждения, наказания и др.). В зависимости от содержания и характера требований, заключенных в нормативной структуре социальных ролей, последние выступают в трех разновидностях: роли должного (обязательного), желательного и возможного поведения. .«"Ролевые нормативы, которые, мотивируют возможное поведение, обеспечиваются прежде всего позитивными санкциями - добровольное исполнение обязанностей по отношению к тем, кто нуждается в помощи, влечет, к примеру, общественное одобрение, повышение престижа и т.п. Нормы ролей, воплощающие желательное поведение, обеспечиваются как позитивными, так и негативными санкциями в виде поощрения, ^вознаграждения, общественного авторитета либо в виде осуждения, наказания и т.д. Соблюдение же обязательных нормативных требований социальной роли обеспечивается чаще всего санкциями негативного характера в форме осуждения в соответствии с нормами права, господствующими в обществе через деятельность суда, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов^)

При достаточной степени интегрированности роли в поведенческий блок личности, приводящей к соответствию социальных ожиданий, требований, предписаний со стороны общества к личности и субъективных представлений самой этой личности, ее взаимодействие с другими участниками социального процесса протекает без конфликтов. Однако между поведенческим и другими блоками ролевой структуры возможны более или менее существенные расхождения, которые приводят к возникновению внутриличностных, межличностных, внутригруп-повых и прочих конфликтов, в том числе специфических ролевых конфликтов. Р. Мертон назвал ролевым конфликтом такую ситуацию, при которой человек сталкивается с


противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. Например, подростки могут оказаться в ситуации ролевого конфликта в том случае, когда им приходится иметь дело с противоположно направленными ожиданиями их родителей и сверстников. Ролевой конфликт может возникнуть и в том случае, когда руководящий работник вынужден вести себя по-разному со своими начальниками и подчиненными. Р. Мертон утверждает, что существует несколько способов преодоления ролевого конфликта. Один из них заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие, и их выполнению придается приоритетное значение. Иногда очень эффективным способом, помогающим разрешить ролевой конфликт, когда, скажем, работник предприятия или фирмы "разрывается" между несовпадающими требованиями работы и семьи, является шутка, помогающая смягчить или даже устранить назревающую конфликтную ситуацию.

Социальные роли возникают и осуществляются в процессе социального взаимодействия человека с другими людьми. Но само социальное взаимодействие становится возможным и эффективным только тогда, когда взаимодействующие индивиды правильно воспринимают и оценивают роли друг друга. Этот процесс американский психолог Т. Шибутани назвал принятием роли. Принятие роли, отмечает он, сложный процесс, включающий в себя восприятие жестов, замещающую идентификацию с другим человеком и проекцию на него своих собственных тенденций поведения. Это значит, что способность человека эффективно участвовать в согласованных действиях зависит от его способности в воображении как бы становиться различными людьми. А все это обусловлено индивидуальным опытом и культурой личности, выполняющими важные конструктивные функции в формировании социальных ролей и в их осуществлении, в реализации их в конкретной жизнедеятельности человека, во взаимодействии с другими людьми, когда поведение каждого обеспечивается, изменяется и в известной степени регулируется фактом участия других людей.


3.10. Социальная деятельность

Вступая в социальный мир, человек вступает в мир вещей, процессов и явлений, сотворенных другими людьми в процессе их деятельности. Понятие "деятельность" имеет достаточно широкий смысл. От деятельности как специфически человеческого способа бытия в его материально-практической интерпретации до духовных операций работа человеческой мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включен в деятельность не в меньшей степени, чем процесс повседневного поведения. Когда деятельность рассматривают в социологическом контексте, то имеют в виду специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, свойственную только человеку как действующему существу. Именно в деятельности человек обретает и раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем в качестве существа общественного. Поэтому деятельность всегда общественно обусловлена, и именно общественная, социальная обусловленность человеческой деятельности составляет основной интерес социологии по отношению к рассматриваемому феномену.

Социальная деятельность представляет собой динамичную систему активного взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которого происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира. Именно в социальной деятельности осуществляется проявление активности личности и общности, их творческих качеств, установок, мотивов, поступков. В процессе деятельности проявляется определенное противопоставление субъекта и объекта дея-тельностной активности: личность или социальная общность противопоставляет себе объект деятельности как материал, который должен приобрести новую форму и новые свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

Социальная деятельность включает в себя осознанную цель, средство, сам процесс деятельности (производственной, политической, военной, спортивной и т.д.) и ее результат - произведенный продукт или победу на


выборах, одержанную победу над врагегм, спортивный результат. Именно социальная деятельность является исходным условием возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития.

Если основанием деятельности является сознательно сформулированная цель, то основание самой цели лежит вне сферы деятельности, за ее пределами - в сфере человеческого сознания, мотивов, ценностей, установок, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности. Поэтому в структуре социальной деятельности можно выделить три взаимосвязанных компонента:

1) осознанность деятельности (целеполагание);

2) общественно обусловленный характер деятельности;

3) продуктивность деятельности (целедостижение).
В зависимости от характера отношения человека к

окружающему миру и взаимодействия его с другими людьми социальная деятельность подразделяется на несколько видов. Важнейшими из них являются:

- материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т.п.);

- познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т.д.);

- ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);

- коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движени-f ях и т.п.;

- художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей - мира художественных образов, стилей, форм и т.д.;

- спортивная, реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности;


- политическая, проводимая в политической сфере общества и связанная с захватом, удержанием, укреплением и осуществлением власти, с защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и их коалиций.

По своей операциональной структуре социальная деятельность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов. Исходным среди них является уровень осознанности - осознанное или неосознанное действие. Вторым компонентом, составляющим ядро деятельности, выступает процесс действия, т.е. система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия, совершаемые человеком, могут быть направлены не только на предметы, но и на окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения - поступком (когда они совершаются в соответствии с существующими в обществе нравственными, правовыми и другими нормами) или проступком (если противоречат им).

С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии весьма существенно разделение ее на репродуктивную и продуктивную, или творческую. Первая из них связана с получением или воспроизведением уже известного результата известными же способами и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.

Вследствие первостепенной значимости социальной деятельности углубленному исследованию ее уделяли большое внимание почти все известные социологи. Наибольший вклад в социологическое понимание и интерпретацию деятельности внесли К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс.

В своем материалистическом понимании исторического процесса К. Маркс выделял в качестве первенствующего фактора "общественный характер деятельности". Он подчеркивал, что реальные предпосылки правильного понимания исторического процесса - это действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью.


С его точки зрения единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а гем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой. За многокрасочным миром социального богатства, за имеющимися в распоряжении общества материальными и духовными ценностями, представляющими собой результаты труда, кроется активная созидательная деятельность человека, связанная с развитием его сознания, с выявлением и реализацией его дарований, его чувств и разума, его знаний, умений и навыков.-Только в процессе творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира - природного и социального, т.е. миропреобразующей деятельности, человек вступает в сферу социального бытия, в мир истории и культуры.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир, который реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. "Природа, - отмечал К. Маркс, - не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов и т.д. Все это -продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующей над природой, или человеческой деятельности в природе".

Согласно Марксу, содержание деятельности составляют и материально-практические действия, и волевые акты, и целеполагания, и деятельность сознания, определяющие как закон способ и характер деятельностной активности человека. Если в материально-производственных действиях воплощается практическое самоопределение и самоутверждение человека, то в его сознании, целепола-гании, волеизъявлении реализуется его теоретическое бытие как общественного существа. Поэтому именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, его способностей, его духовного мира.


Э. Дюркгейм в своем исследовании деятельности исходил из того, что человек имеет дело с особого рода реальностью, основу которой составляют социальные факты. Сами же социальные факты, по мысли Дюркгей-ма, "составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются".

В структуре социальной деятельности Э. Дюркгейм выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения он выделял два типа общества: традиционное и современное. Традиционное, архаическое общество, полагал он, основывалось на неразвитости, сходстве составляющих общество людей, на их деятельности. В таком обществе собственное "Я" существует только в "Мы", которое поглощает собой "Я" как индивидуальность. Здесь господствует механическая солидарность, а принуждение выражается в строгих репрессивных действиях, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения. В противоположность коллективному поглощению индивида, свойственному архаичному обществу, современное общество, согласно Дюркгейму, характеризуется органической солидарностью, которая порождается разделением общественного труда и основывается не на сходстве, а на различии индивидов. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества и господствующих в нем норм, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами, а теперь предоставляет индивиду возможность выбора. В коллективном сознании такого общества происходит приписывание внешней ценности достоинству индивида, равенству его возможностей в различных видах деятельности. Все формы коллективного сознания в этом обществе - мораль, право, религия и т.п. - имеют свою истинную функцию не в том, чтобы заставлять людей думать, а в том, чтобы побуждать их к действию, помогать им жить.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией "социального действия". В противоположность Э. Дюркгейму он открещивался от всякого рода "коллективных


субъектов" и считал, что только в том случае, если все виды и формы поведения людей - их социальные действия, социальные отношения, социальные стремления и смыслы - будут редуцированы (сведены) к конкретным проявлениям деятельности конкретных индивидов в их взаимодействии с другими индивидами, социология реально сможет стать наукой о социальной действительности, сможет стать "понимающей социологией". Для того чтобы понять и объяснить социальную реальность, необходимо постигнуть смысловую связь, в которую входит доступное непосредственному пониманию социальное действие. "Действием, непосредственно наиболее понятным по своей смысловой структуре, - писал М. Вебер, -является действие, ориентированное субъективно строго рационально в соответствии со средствами, которые считаются... однозначно адекватными для достижения однозначных и ясно осознаваемых целей". Таким образом, у Вебера, во-первых, наиболее понятным является действие осмысленное, т.е. направленное на достижение ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей; во-вторых, используемые для достижения этих целей средства признаются за адекватные самим действующим индивидом. А из этого вытекает, что понять смысл социального действия со стороны - это и значит понять в данном случае самого действующего субъекта. Но одновременно понять правильно действующего индивида означает понять смысл совершаемого им поступка.

Из приведенных рассуждений становится ясным, что М. Вебер считает признаками социального действия. Первым таким признаком является наличие действующего индивида, вторым - осмысленность предпринимаемого действия. Различие между осмысленным и неосмысленным действием Вебер поясняет следующим примером Столкновение двух велосипедистов является не более чем происшествием, подобным явлению природы, и в этом смысле не может быть интерпретировано в качестве социального действия. Однако попытка одного из них избежать столкновения, равно как и последовавшая за столкновением перебранка, потасовка или мирное урегулирование конфликта, являются уже социальным действием А это означает, что для приобретения статуса социального


человеческое действие или его исходный компонент -поступок - должны так или иначе соотноситься с действиями других людей или ориентироваться на них.

Итак, действие индивида или группы индивидов получает статус социального только в том случае, если оно осмысленно и социально ориентировано на других людей.

Суммируя сказанное, мы можем констатировать, что в веберовском понимании действие становится социальным в подлинном смысле этого слова только тогда, когда оно:

1) является осмысленным, т.е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;

2) сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает "некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия";

3) социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

Придавая первенствующее значение в развитии общества именно социальному действию, М. Вебер считает даже необходимым дать специфическое понятие социологии как науки о самом действии. "Социология, - пишет он, - есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие".

Согласно Веберу, социальное действие, занимающее центральное место в содержании социологии как науки, может быть классифицировано по четырем типам:

1) целерациональное действие - такое поведение, которое ориентировано на достижение рационально выбранной цели, в котором рационально рассматривается отношение средств к целям и побочным результатам действия и, наконец, рационально осмысленно отношение различных целей друг к другу, причем критерием рациональности является успешность действия;

2) ценностно-рациональное действие - такая ориентация поведения, направленность которого основана на личных убеждениях индивида о долге, достоинстве, совести, красоте или каких-либо иных ценностях, понимаемых в качестве самоценности определенного поступка, взятого как такового, и независимо от успеха;


3) традиционное действие, основанное на длительной привычке и совершаемое индивидами, как правило, без осмысления;

4) аффективное действие, вызываемое аффектами и чувствами индивида и не являющееся рационально осмысленным,* более того, часто оказывающееся на границе или даже за пределами того, что можно назвать осмысленным или осознанно ориентированным.

Два последних типа действия, по существу, не являются социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного смысла, положенного в основу действия. Только целерациональные и ценностно-рациональные действия суть в полном смысле слова социальные действия, имеющие определяющее значение в развитии общества и человека. Причем основной тенденцией развития исторического процесса, считает М Вебер, является постепенное, но неуклонное вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит не в ценности, а в успех. Рационализация всех сфер деятельности выступает, по Ве-беру, как судьба западной цивилизации, где рационализируется все: и способ ведения хозяйства, и осуществление политики, и сфера науки, образования, культуры, и даже мышление людей, их способ чувствования, межличностные отношения, их образ жизни в целом.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом, особенно в его работах "Структура социального действия" и "К общей теории действия". Согласно этой концепции, социальное действие состоит из структур и процессов, с помощью которых индивид или группа формирует значимые интенции (направленности сознания на какие-либо предметы) и более или менее успешно применяет их к конкретной ситуации. Потенция и ее применение, взятые и их единстве, подразумевают направленность системы индивидуального или коллективного (группового) действия на изменение взаимодействия с ситуационным окружением преднамеренным путем.

На основе многолетних размышлений и обобщений многочисленных фактов реальных социальных действий


и их систем Т. Парсонс разработал общую модель действия, названную им "единичным актом". Эта модель включает в себя:

- действующее лицо (actor) - человека, обладающего стремлением действовать, имеющего определенные цели и способного понять и описать способы их достижения;

- ситуационное окружение, включающее в себя изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит.

Ситуационное окружение состоит из определенного набора социальных, культурных и физических факторов, которые в своей совокупности делают возможным существование определенного действия и ограничивают пространство выбора индивидом способов действия.

Однако реальное социальное действие по своему содержанию и смыслу богаче аналитически выделенной абстрактной модели. Оно включает в себя четыре основных элемента:

1) субъект - актор, который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т.п.;

2) ситуационное окружение, включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор - это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;

3) совокупность сигналов и символов, посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;

4) система правил, норм и ценностей, которые ориентируют действия актора, придавая им целенаправленность!

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда j


обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо которых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет соответствующие им четыре основные функции. Первую из них составляет адаптация, нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к своим потребностям. Вторая функция заключается в целедостижении. Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция есть третья функция, представляющая стабилизирующий параметр действующей системы. Она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности, на защиту системы от резких изменении и крупных потрясений.

Любая система социального действия должна обеспечивать мотивацию своих акторов, что и составляет четвертую функцию.

Суть этой функции заключается в обеспечении определенного запаса мотиваций - накопителя и источника необходимой для действия системы энергии. Данная функция направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям системы, а также на ориентированность акторов на эти нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы. Эта функция не сразу бросается в глаза, поэтому Т. Пар-сонс назвал ее латентной.

Система социального действия, согласно Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех подсистем:

1. Биологическая система (организм). Эта подсистема служит соединительным звеном между материальным и идеальным мирами и выполняет функцию адаптации. Через свойственные человеку как живому организму ощу-


щения и восприятия устанавливается контакт с внешним миром для: а) приспособления к нему; б) манипулирования им; в) преобразования его.

2. Система личности формируется в процессе социализации индивида, направленного на интернализа-цию ценностей и норм, существующих в обществе. Она выполняет функцию целеполагания и целедостижения, активизирует энергию иматериальные ресурсы для достижения целей.

3. Социальная система представляет собой совокупность ролевых статусов акторов и руководствуется нормами, определяющими, какие действия являются предпочтительными. Она создает социальную солидарность, налагает ограничения, поддерживает связность акторов и тем самым выполняет функцию интеграции.

4. Система культуры есть совокупность идей, идеалов, ценностей, образцов, норм и т.д. Она конкретизирует идеи в нормах социальной системы и интернализирует их в системе личности. Именно она предлагает или навязывает акторам нормы, идеалы и ценности, способные определенным образом мотивировать их деятельность. Своими действиями она соответствует функции латентное™ - "поддержания образца" путем включения человека в существующие и действующие в обществе системы культуры.

Все названные подсистемы оказывают мощное влияние на социальное действие, причем каждая стремится к поддержанию границ и интеграции, обмениваясь информацией с другими подсистемами. Все они одновременно с этим и приспосабливаются друг к другу, а возникающие в процессе такого взаимного приспособления изменения и конфликты образуют динамическую ось развития общества, совершающегося посредством многогранного социального действия.

Итак, все крупные социологи, исследующие проблематику социального действия, существенно обогатили понимание данного социального феномена, обращая внимание на те или иные его системы и грани. Но социальное действие находится в процессе постоянного обогащения и развития. Поэтому и социологическое знание онем обогащается и углубляется. В последнее десятиле-


тие XX века, когда достаточно рельефно выявился кризисный характер сложного и противоречивого перехода от индустриальной цивилизации к цивилизации постиндустриальной (ее еще называют информационной, или цивилизацией ноосферного типа), очень острой стала проблема социальной значимости результатов человеческой деятельности. В зависимости от качества данного результата именно в его социальной характеристике, социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием. Парадокс исторического развития заключается в том, что на стыке смежных цивилизаций (а он по времени может занимать несколько десятилетий), когда процессы социальной интеграции взаимопереплетаются с процессами дезинтеграции и дезорганизации, качественные характеристики деяния и его оценки общественным сознанием начинают изменяться: то, что вчера считалось благом, сегодня может оцениваться негативно и считаться злодеянием. Вспомним культ личности Сталина, многие деяния его последователей.

С учетом сказанного становится очевидным, что особое значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная, художественная деятельность, органически соединенные с деятельностью природоохранной и гуманитарной.


ферного типа), очень острой стала проблема социальной значимости результатов человеческой деятельности. В зависимости от качества данного результата именно в его социальной характеристике, социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием. Парадокс исторического развития заключается в том, что на стыке смежных цивилизаций (а он по времени может занимать несколько десятилетий), когда процессы социальной интеграции взаимопереплетаются с процессами дезинтеграции и дезорганизации, качественные характеристики деяния и его оценки общественным сознанием начинают изменяться: то, что вчера считалось благом, сегодня может оцениваться негативно и считаться злодеянием. Вспомним культ личности Сталина, многие деяния его последователей.

С учетом сказанного становится очевидным, что особое значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная, художественная деятельность, органически соединенные с деятельностью природоохранной и гуманитарной.