Объекты аудита при сертификации СМК

При сертификации СМК объектами аудита являются:

1- область применения СМК;

2- качество продукции;

3- документы СМК организации;

4- процессы СМК.

1- область применения СМК: Совокупность процессов жизненного цикла продукции (услуги), охватываемых системой менеджмента качества.

При проверке области применения СМК анализируют область, определенную в заявке на сертификацию СМК.

Проверяют:

а) все ли виды продукции и процессы жизненного цикла, указанные в заявке, охватываются СМК;

б) правомерность исключений из требований к СМК организации требований раздела 7 ГОСТ Р ИСО 9001 к процессам жизненного цикла продукции, если такие исключения указаны в заявке в соответствии с п. 1.2 ГОСТ Р ИСО 9001.

Если какое-либо требование (я) настоящего стандарта нельзя применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение.

При сделанных исключениях заявления о соответствии настоящему стандарту приемлемы, если эти исключения подпадают под требования, приведенные в разделе 7, и не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, отвечающей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.

Анализ исключений проводят для каждого вида продукции, указанного в заявке на сертификацию. Подробное обоснование таких исключений должно быть дано в соответствующем разделе руководства по качеству.

Неправомерное исключение требований раздела 7 ГОСТ Р ИСО 9001 к СМК или исключение требований других разделов ГОСТ Р ИСО 9001 рассматривается как несоответствие.

Несоответствие (согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2008) – это невыполнение требования.

Проверка и анализ области применения СМК может осуществляться на протяжении всего процесса сертификации.

2- Проверка и оценка соответствия качества продукции требованиям потребителей и обязательным требованиям

Соответствие качества продукции установленным требованиям оценивают на основе:

- данных о требованиях, относящихся к продукции, которые организация должна выполнять;

- результатов анализа данных, касающихся удовлетворенности потребителей;

- данных о качестве продукции, полученных от организаций, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор за качеством продукции;

- данных мониторинга и измерений продукции на стадиях ее жизненного цикла, указанных в 8.2.4 ГОСТ Р ИСО 9001.

3- Проверка соответствия документации СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001

Комплект документации СМК должен соответствовать требованиям 4.2.1 ГОСТ Р ИСО 9001.

При проверке содержания документации анализируют, все ли требования ГОСТ Р ИСО 9001 к документации учтены в СМК.

Орган по сертификации должен проверять соответствие политики и целей в области качества требованиям п. 5.3 и 5.4.1 ГОСТ Р ИСО 9001 соответственно.

Орган по сертификации проверяет руководство по качеству на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, учитывая при этом, что стандарт содержит минимально необходимый объем требований к руководству по качеству.

Фактические объем, структуру и содержание руководства по качеству определяет проверяемая организация.

Проверяют наличие документов, необходимых организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.

Проверяют наличие следующих обязательных документированных процедур и их соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:

- управление документацией;

- управление записями;

- внутренние аудиты;

- управление несоответствующей продукцией;

- корректирующие действия;

- предупреждающие действия.

Орган по сертификации должен учитывать, что организации могут разрабатывать и применять дополнительно другие записи, необходимые для регистрации функционирования процессов системы менеджмента качества и соответствия качества продукции предъявляемым требованиям.

4- Проверка соответствия функционирования процессов СМК требованиям, установленным в документах СМК и ГОСТ Р ИСО 9001

Орган по сертификации должен проверять и оценивать идентифицированные организацией процессы, необходимые для СМК, их применение ко всей организации, представленные объективные свидетельства их результативности и эффективности.

Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качест­ва посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.