Определение характера и степени серьезности возникшей слабости

69. Для того чтобы сформулировать план оздоровительных действий, необходимо получить оценку характера и степени серьезности возникшей слабости. После того как слабость была в первый раз выявлена, орган банковского надзора должен определить следующие моменты: кто будет заниматься доскональной оценкой и каким образом ее следует осуществлять? Каковы причины возникновения слабости? Каков масштаб и характер возникшей проблемы; насколько срочно будет необходимо заняться вопросами ликвидности и платежеспособности?

70. Совет директоров и менеджмент банка, а также орган банковского надзора могут иметь различные мнения и взгляды на характер и степень серьезности проблем этого банка. Оценка на месте - это, как правило, наиболее эффективный способ выявления в полной мере природы проблем, с которыми столкнулся данный банк. Проблемные банки могут скрывать свои самые существенные проблемы таким образом, что лишь работа не месте может способствовать их выявлению. Проверки на месте способствуют раскрытию также и причин, лежащих в основе слабости банка, а не только ее симптомов. В зависимости от обстоятельств органу банковского надзора сможет потребоваться помощь внешних аудиторов и прочих независимых экспертных консультантов.

71. Весьма важной частью такой оценки на месте являются определение наличного и ожидаемого объема ликвидности и состояния капитала данного банка, а также оценка состояния планов непредвиденных ситуаций данного банка.

72. При оценке перспектив несостоятельности данного банка должна быть проведена оценка стоимости в текущих ценах его чистых активов. В связи с этим важно точно оценить качество кредитов и ссуд, количество "испорченных" кредитов и возможность взыскать обеспечение; определить надлежащим образом признание неисполняемых кредитов и выделение на них резервов; оценить масштабы "внутреннего" и "связанного" кредитования. Что касается обязательств, то здесь есть необходимость проверить адекватность их зарегистрированной стоимости; что все непредвиденные расходы надлежащим образом зарегистрированы; что все забалансовые статьи известны и находятся под контролем. При осуществлении подобной оценки проблемный банк должен учитывать последствия взаимозачета (закрытие) и возможных контрпретензий.

73. Даже если стоимость чистых активов является положительной величиной, могут тем не менее возникнуть проблемы с платежеспособностью в ближайшее время из-за ожидаемых потерь. В равной степени прибыльность может компенсировать низкую стоимость чистых активов.

74. Точная оценка стоимости в текущих ценах чистых активов проблемного банка должна показать, сможет ли банк сам решить свои проблемы или необходимо искать решения проблем с привлечением внешних механизмов в зависимости от наличия у акционеров и менеджмента банка необходимых финансовых ресурсов.

75. При оценке состояния ликвидности необходимо провести анализ потоков наличных денежных средств данного банка на разумно продолжительный период вперед, с тем чтобы выявить величину реального притока и оттока средств.

76. Если у органа банковского надзора сформировалось мнение о том, что существует существенная угроза для данного банка столкнуться в ближайшее время с проблемой неликвидности и неплатежеспособности, то возникает необходимость в принятии незамедлительных оздоровительных мер. С другой стороны, если банк подвержен риску финансовых затруднений или другому типу слабости, а оценка говорит о том, что эти проблемы реальны, но не настолько безотлагательны, то у органа банковского надзора расширяется круг возможных действий. Органы банковского надзора могут осуществлять "непосредственный мониторинг" для осуществления оценки и побуждения банка к эффективному реагированию и принятию оздоровительных мер.