Построение фигуры в положении контрапост.

Мы уже познакомились с пропорциями фигуры человека. Вспомним:

Что такое модуль тела человека? Какую часть он занимает?

Где находится линия колен по отношению к линиям основания туловища и ступней ног?

Как соотносятся линия основания туловища, линия талии и подмышечных впадин?

На каком уровне находится уровень локтя?

(ответы учащегося)

Все это необходимо помнить при построении фигуры человека в движении.

 

ТЕХНИКА НАБЛЮДЕНИЯ

1. Определение угла наклона карандашом.

Закрывается один глаз и вытягивается рука - карандаш совмещается с искомыми осями. Линия, соединяющая оба плеча, показывает угол наклона грудной клетки, а линия, соединяющая вертикальные кости таза, дают наклон таза. При необходимости можно найти углы наклона, под которыми расположены колени и пятки (это даст нам информацию о положении ног).

Этапы рисования.

Зафиксировать вначале штрихами запланированную высоту фигуры (темя - пятки), провести вертикальную линию в качестве опоры каркаса пропорции. Разделить отрезок на 8 равных частей.

Человек стоит на двух ногах - по сравнению с четвероногими это нестабильная позиция. Для того чтобы сохранить равновесие, он должен выравнивать каждое движение тела и каждое перемещение веса за счет противовеса, встречного движения. Особенно это можно наблюдать при изменении положения таза: чтобы сохранить баланс должно реагировать все тело. В результате полностью меняется общая позиция.

Контрапост: человек склонен принимать удобную позу, при которой весь вес перемещается на одну ногу - опорная нога, - а другая, ненагруженная нога, т.е. несущая меньшую нагрузку, вытягивается или сгибается. Таз, в результате такой односторонней нагрузки со стороны опорной ноги, отжимается вверх и принимает слегка косое положение. Если фигура потеряла бы равновесие, торс не стал бы выполнять встречное движение: он наклоняется в другую сторону. Это противопоставление таза и грудной клетки, возможное за счет подвижного позвоночника, называется «контрапостом»

Вертикальная линия, опора каркаса пропорций, в контрапосте всегда проходит через пятку опорной ноги и примерно через шейную ямку. (это можно проверить, закрыв один глаз и завизировав модель, при этом держите карандаш по вертикальной линии «на модели»). Первоначально лучше вычислить угол наклона таза и торса, а также направление ног (для этого используйте технику наблюдения). Нанести вычисленные углы на вертикальную линию. Показать линию позвоночника, подвижно соединяющую эти две части скелета друг с другом.

ВНИМАНИЕ: начало выпуклости икроножных мышц располагается не на одной высоте, внутренний изгиб смещен ниже внешнего изгиба.

ЭСКИЗЫ ГОЛОВЫ, НОГ, РУК.

Необходимо выделить основные взаимосвязи. Изучить сначала большое, потом малое, сначала общее, потом частное (рука — часть тела, кисть — часть руки, палец - часть кисти).

Сделать набросок головы в виде овала, в виде яйца с узкой стороной у подбородка. Линия глаз - ухо расположена в центре, между теменем и подбородком ( если голова наклоняется, то линия смещается вверх или вниз за счет оптического укорачивания и становится круглее, в этом случае уши больше не располагаются на одной высоте по горизонтали с глазами).

Провести ось симметрии: она показывает боковое соотношение ракурсов. Чем больше сбоку вы смотрите. Тем « округлее» становится ось симметрии. Теперь необходимо разместить на оси симметрии нос - переносицу ( расположенную на уровне глаз.

Наносить «выступ» носа и подбородка, начиная от оси симметрии. (Когда голова наклонена, расстояние между глазом, носом и ртом по отношению друг к другу уменьшаются и становится выпуклость рта.) За счет контура век придаем глазам их форму. Седловину носа рассматривать как плоскость, а не как гребень, и обозначают его ширину двумя очерчивающими линиями.

При виде сбоку глаз закрывается носом полностью или частично. Нарисовать волосы в виде одной формы, которая располагается на овале лица как дополнительный объём (не начинайте с отдельных волосков)

ФРОНТАЛЬНЫЙ ФИД: ось симметрии делит голову на две симметричные половины, линия глаза-уха располагается на середине высоты головы! Шея почти такой же ширины, как голова.

Ступни ног.

При боковом ракурсе видно, что пятка с внутренней стороны имеет

выпуклость.

Косточка с внутренней стороны щиколотки расположена выше внешней.

Подушечки стопы и пятки несут вес тела, пальцы служат для равновесия.

 

Вы познакомились с изображением фигуры человека в спокойном положении и положении контрапост. Как было уже сказано выше, изображение фигуры в движении выполняют учащиеся, обладающие художественными способностями.