Понимать прагматику текста
Задание 1. Прочитайте текст.
Встреча
Повстречал улитку
Жук:
-Ты не бойся,
Я твой друг!
Что наставила
Рога
На меня,
Как на врага?
Коль друзей встречать рогами-
Станут все они
Врагами!
В. Орлов
- Что описывается в тексте? (Встреча)
- Найдите главное предложение, в котором заключена основная мысль. (Коль друзей встречать рогами-/Станут все они/Врагами!)
- Исходя из основной мысли, сформулируйте проблему текста. Чему учит нас этот текст? (Учит быть доброжелательными, открытыми для общения, относиться к людям с уважением и пониманием.)
- Если мы будет с неприязнью относиться к человеку, с недоверием слушать его, успешным ли будет общение? Нет. Поэтому и общаться друг с другом, и, в частности, создавать текст нужно только с хорошим настроением, с открытым сердцем для понимания адресата.
Задание 2. Прочитайте стихотворение. О чем оно?
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло.
В кислом небе кислое
Облако повисло…
И спешат несчастные
Кислые прохожие.
И едят ужасно
Кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
(Э. Мошковская)
- Так почему же все вокруг было кислое?
- Как вы думаете, если человек с кислым настроением будет читать какой-либо текст (стихотворение, сказку, рассказ), то каким будет этот текст? Конечно кислым. Значит, даже восприятие текста и его понимание, а также любое общение зависит от настроения участников. А вы хотите, чтобы у вас было кислое солнце, и скисшее небо, и мороженое, и варенье? Тогда давайте всегда радоваться и дождю, и ветру, и каше, и конфетке.
-Попробуйте составить свой текст любого жанра (сказка, рассказ, стихотворение), в котором бы все было веселым и радостным.
Задание 3. Прочитайте тексты. Какие чувства они у вас вызвали. Почему?
1. Скучная картина!
Тучи без конца
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
А. Плещеев
2. Славная осень!
Здоровый, ядреный
Воздух усталые
Силы бодрит!
А. Некрасов
- Что общего в этих текстах? (Они на одну тему – осень, одного стиля – художественного, одного типа – описание, в одном и том же жанре излагается материал - стихотворение)
- В чем различие? (Различны основные мысли, которые выражены в первых предложениях текстов. Они отражают противоположные настроения авторов, которые воспринимаем и мы. Разные отношения авторов к осени можно понять по используемым языковым средствам, которые помогают автору нарисовать совершенно разные картины. В первом тексте – это эпитет – скучная, а во втором – эпитеты славная, здоровый, ядреный. В первом примере ключевые слова – тучи, дождик, лужи передают ненастную погоду и грусть автора, написавшего эти строки. Читая же сочетания здоровый воздух, усталые силы бодрит, начинаешь непроизвольно ощущать прилив сил и бодрости, желание что-то делать, творить. )
- Обобщите сказанное и ответьте на вопрос: «Почему тексты вызывают разное настроение? (Потому что авторское отношение к предмету речи различно, а определяется оно по использованным словам и сочетаниям.)
Задание 4. Определите тему текста.
- В чем особенности построения предложений в тексте. Похожи ли они друг на друга? Какой вид связи реализуется в тексте?
Сказала тетя: «Фи, футбол!»
Сказала мама: «Фу, футбол!»
Сестра сказала: «Ну, футбол!»
А я ответил: «Во, футбол!»
Г.Сапгир
- Попытайтесь составить мини-текст от лица каждого члена семьи. Что общего будет в этих текстах? (Тема текста – футбол).
- Чем эти тексты будут отличаться? (Разное отношение авторов к предмету речи, к теме отразится в целом и на содержании текстов. В частности это проявится в формулировке основной мысли, того главного, что автор желает поведать читателю о теме текста.
Задание 5.Допишите устойчивые сочетания, включающие в себя сравнение– средство, способствующее созданию красочной словесной картины.
- Авторское отношение к предмету речи мы может «прочитать» по языку текста, то есть по словам. Предположите, в каких случаях могут использоваться эти сочетания, каково отношение автора к тому, о чем или о ком говорит.
Упрямый, как …
Сонная, как…
Красный, как…
Топает, как…
Надулся, как…
Нем, как…
- Укажите сравнительный оборот, который сам по себе не дает оценки? (Красный, как помидор.) Почему? (Слова сами по себе не имеют оценочное значение, они выполняют назывную функцию.)
- Придумайте ситуацию, в которой бы этот оборот выражал качественную оценку. (Когда речь идет о человеке.)
- Придумайте свои сравнительные обороты, например: пушистый, как…, чудесный, как…, крошечный, как…. и т.п.
Задание 6. Прочитайте отрывок из текста «Я пошел проведать небо». Определите его тему и найдите главное предложение. Как вы считаете, что автор имел в виду, говоря о небе.
Под калиткой лежит вода, а в ней – небо. Еще пустое, чистое, как холст на подрамнике.
Оно возвращается раньше облаков и птиц. Сперва просто небо, а потом все остальное: облака, птицы, одуванчики, ледоход…
На земле идет подробная жизнь. Сочится рыхлый снег, опадают последние сугробы, бьются частым птичьим сердечком маленькие ручьи, свежая трава зреет. Но главное происходит в небе. В нем происходит синева… (Д. Шеваров)
Еще раз внимательно прочитайте текст. Подумайте, что автор хотел выразить последним предложением. Выскажите свои предположения, анализируя слова и считывая тем самым авторский контекст.