Архитектурно-конструктивные особенности судна

Рассмотрим судно, имеющее класс Регистра судоходства КМ Arc2 1 А2. Судно предназначено для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 60°С и более.

Длина между перпендикулярами – 147,4 м; ширина – 21,3 м; высота борта на миделе – 11,9 м, осадка – 8,17 м, дедвейт – 15450 т. Коэффициент общей полноты cb =0,79, коэффициент полноты мидель-шпангоута cm = 0,98.

Район плавания судна – в разреженном однолетнем льду морей: Балтийского, Белого, Северного, Японского и Охотского, а также арктических морей Баренцева, Карского, Лаптевых и Восточно-Сибирского.

В соответствии с назначением и условиями плавания судна выбираем следующий архитектурно-конструктивный тип для проектируемого танкера, рис. 12.

Танкер представляет собой одновинтовой теплоход с баком, кормовым расположением машинного, насосного отделений и жилой рубки. Судно имеет полуледокольную форму носовой оконечности с наклоном форштевня в подводной части на 40-50° и с почти вертикальной надводной частью форштевня, что улучшает условия плавания в битом льду; кормовая оконечность крейсерской формы с ледовым зубом.

Объем автоматизации механической установки самоходного судна позволяет ее эксплуатацию 1 оператором из центрального поста управления без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинном отделении.

Рис. 12. Архитектурно-конструктивная схема проектируемого танкера

В соответствии с требованиями международных конвенций судно имеет двойное дно между пиковыми переборками и двойные борта в грузовой части. В районе цилиндрической вставки в ДП расположена продольная переборка. Объем танков чистого балласта 30% от объема грузовых танков, что позволяет обеспечить безопасную посадку судна в балластном переходе.

Продольные и поперечные переборки делят грузовые отсеки на шесть центральных и четырнадцать бортовых танков, четыре из которых предназначены для чистого балласта. Грузовая часть отделяется от МО и форпика коффердамами.

Система набора перекрытий в средней части – продольная, в оконечностях – поперечная.

Запасы топлива, котельно-питательной воды, масла, размещены в отсеках двойного дна и в диптанках, которые оборудованы в районе машинно-котельного отделения, форпика. Водяной балласт размещается в танках чистого балласта, находящихся в цистернах двойного дна и двойных бортов.

Мойка танков механизирована и осуществляется с помощью стационарных гидромониторов. Предусмотрена возможность мойки танков холодной и горячей водой.

На судне также имеются подогреватели топлива, груза, балласта.

Общая емкость чисто балластных танков достаточна для балластировки судна до осадки, обеспечивающей нормальные условия перехода порожнем без приема балласта в грузовые танки. Наличие отдельной системы чистого балласта позволяет совмещать грузовые и балластные операции, а, следовательно, и сокращать стояночное время. Грузовые и балластные отсеки защищены от коррозии краской на эпоксидной основе, стойкой в течение четырех лет к действию различных морепродуктов и морской воды.

На танкере осуществлен ряд конструктивных мер, направленных на сокращение энергозатрат и повышение его эксплуатационной эффективности. В этом отношении заслуживает внимания грузовой комплекс. Установка переборок с вертикальными гофрами делает грузовые танки гладкостенными, а их грузовместимость при приеме высоковязких нефтепродуктов соответствуют полной грузоподъемности танкера. Поскольку переборки танков не соприкасаются с наружной средой (кроме перекрытия палубы), тепловые потери уменьшаются и расход топлива на подогрев высоковязкого груза сокращается примерно в два раза. Кроме того, площади замываемых поверхностей за счет почти полного отсутствия набора уменьшаются на 25-30%; соответственно при мойке танков снижаются расходы воды и топлива на ее подогрев.

В качестве главного двигателя используется дизель «МАН» К6sz52/105CL максимальной мощностью 5300 кВт при 165 об/мин, работающий на топливе вязкостью 800 сСт непосредственно на винт регулируемого шага. Электроэнергия вырабатывается валогенератором мощностью 720 кВт, двумя дизель-генераторами мощностью по 600 кВт и одним аварийным дизель-генератором мощностью 80 кВт. Валогенератор имеет привод от повышающего редуктора, установленного на валу главного двигателя. Мощность валогенератора достаточна для обеспечения электроэнергией потребителей на ходу судна, включая систему подогрева груза.

Якорное устройство укомплектовано двумя носовыми и одним кормовым якорями, которые обслуживаются гидравлическими якорно-швартовными лебедками. Для швартовных операций предусмотрены также две гидравлические неавтоматизированные лебедки, необходимое количество кнехтов, клюзов и синтетических канатов. В качестве основных спасательных средств использованы две моторные закрытые пластмассовые шлюпки вместимостью по 40 чел., а также четыре надувных плота на 10 чел. каждый и один плот на 6 чел.

Для управления судном установлен полубалансирный руль, перекладка которого осуществляется четырехцилиндровой электрогидравлической машиной плунжерного типа, снабженной двумя насосными агрегатами. При выходе из строя работающего агрегата предусмотрен автоматический запуск резервного. В носовой части имеется подруливающее устройство с винтом регулирующего шага, создающее упор около 50 кН.

Установленное оборудование, судовые устройства удовлетворяют требованиям международных конвенций СОЛАС-74/78 и МАРПОЛ-73/78. Для выполнения этих требований на танкере предусмотрены отсеки для чистого балласта, цистерны сбора льяльных вод и сепаратор для их очистки, цистерна сбора моечной воды, системы контроля и автоматического регулирования слива за борт загрязненных вод, мусоросжигательная печь и биологическая установка для обработки фановых и сточных вод.