В КАКИХ ТЕКСТОВЫХ ФОРМАХ АВТОР МОЖЕТ ИЗЛОЖИТЬ ИНФОРМАЦИЮ?

В предыдущем параграфе мы выяснили, что коммуникативная цель автора – сообщение, воздействие или общение - определяет стилистическую принадлежность текста. Однако пять стилей полностью не обеспечивали бы такое количество текстов, если бы не жанровое разнообразие каждого стиля. Иными словами, стиль лишь задает общую коммуникативную ориентацию текста, а далее автор определяет, в какой форме, в каком жанре этот стиль будет реализовываться.

В рамках научного стиля выделяются следующие жанры - научная статья, правило, словарная статья, кулинарные рецепты, тезисы, реферат, доклад, монография, диссертация и другие.

В начальной школе учащиеся знакомятся с научным стилем в учебниках. Так, правило по русскому языку, словарная статья являются образцами текстов научного стиля.

Чтобы научить младших школьников самостоятельно составлять словарную статью необходимо, на наш взгляд, их ознакомить с общей моделью составления текстов этого жанра. Так, например, словарная статья создается по принципу «что есть что». К слову необходимо подобрать родовое понятие или синоним. Дом – это здание, стол – вид мебели, самолет – воздушный транспорт/ или летательный аппарат, бионикл – робот, джойстик – средство управления, тюнинг - улучшение, совершенствование, миленеум – новое тысячелетие. Затем выделяются и перечисляются отличительные особенности рассматриваемого понятия, то есть дифференцирующие признаки. Это может быть внешний вид, место обитание (если речь идет об одушевленных понятиях) или функциональное назначение (если речь идет о неодушевленных понятиях). Например, колибри – это птица (реализуется принцип «что есть что»). Далее учитель может зачитать из энциклопедии статью об этой птице, а младшие школьники должны выделить наиболее существенные признаки колибри. Главным отличительным признаком этой птички является ее очень маленький размер. В результате мы получаем следующее: колибри – очень маленькая птичка с пестрыми крыльями, живущая в Центральной и Южной Америке.

При формулировке правил школьники указывают на закономерности употребления языкового понятия в зависимости от ряда условий (Чтобы…нужно; если…то). В качестве примера на уроках русского языка можно рассмотреть правила правописания. Например: чтобы правильно написать проверяемую безударную гласную в корне слова, необходимо изменить это слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы гласная была под ударением: весна - вешние (воды), вёсны.

Пример текста научного стиля младший школьник может встретить в кулинарной книге в качестве рецепта. Каждый рецепт содержит точную информацию о количестве продуктов, необходимых для приготовления блюда, указывается обязательная последовательность действий, используются термины – бланширование (кратковременная обработка пищевых продуктов горячей водой), панирование (обваливание кусочков мяса, рыбы и других продуктов в муке со взбитым яичным белком), пассерование (легкое обжаривание), шинкование (резка овощей на мелкие кусочки) и т.д. Приведем в качестве примера рецепт салата «Зимний».

Салат «Зимний»

300 г. капусты, 1 небольшая редька, 1 морковь, 50 г. майонеза, уксус, соль и сахар.

Белокачанную капусту нашинковать, слегка перетереть с солью. Свежую морковь и редьку натереть. Все овощи смешать, добавить соль, сахар и уксус.

Сложить в салатник. Залить майонезом.

Таким образом, текст рецепта включает в себя 1) название блюда, 2) список необходимых продуктов с указанием их точного количества, 3) последовательность действий по приготовлению.

Официально-деловой стиль может реализовываться в жанре договора, ходатайства, жалобы, постановления, приказа, инструкции, объявления, заявления, доверенности, докладной, объяснительной записок и т.д.

В начальной школе учащиеся знакомятся с такими жанрами делового стиля, как инструкция, объявление, объяснительная записка, реже заявление. Так как деловой стиль отличается стандартностью и схематизированностью, то каждый жанр имеет свою заданную структуру.

Объявление-приглашение составляется по следующей схеме: обращение→ дата →время→ место→событие→приглашение→подпись. Модель объявления о пропаже несколько отличается от предыдущего текста. Здесь выделяется: 1) привлечение внимание (или наименование жанра текста) → 2)дата, 3)место, 4) объект пропажи→5)описание того, что потеряно →6) просьба→ 7)место, куда вернуть (координаты хозяина). Например:

Дорогие ребята и их многоуважаемые родители!

3 октября в 17.00 в актовом зале состоится праздничный концерт юных дарований, посвященный юбилею нашей школы. Приглашаем Всех желающих!

Администрация школы № 3 г. Москвы

Объявление

5 мая 2008г. пропала собака породы болонка. Девочка, окрас черный, грудка и лапки беленькие. Отзывается на кличку Лаура. Просьба, кто видел или нашел эту собаку, сообщите по телефону 333-33-33 или по адресу: г. Москва, ул. Петренкова, д.17, кв.23 Иванову Ивану Ивановичу. Вознаграждение гарантируется.

Объяснительная записка – это жанр официально-делового стиля, письменное объяснение, который составляется в случае невыполнения каких-либо действий, предусмотренных административными обязанностями. Например, опоздали/не пришли на урок, пропустили важное мероприятие. Ключевые точки в структуре текста объяснительной записки имеют четкое месторасположение. Адресат и адресант оформляются в правом верхнем углу. Адресант указывается в Д.п.: должность + инициалы+ фамилия. Адресат - в Р.п. без предлога «от»: должность + фамилия+ инициалы. Далее приблизительно посередине листа оформляется наименование жанра документа двумя способами: либо пишется с прописной буквы и без точки в конце, тем самым реквизит выполняет функцию рубрикации, или слово «объяснительная» пишется со строчной буквы с точкой в конце, которая указывает на завершенность предложения, начатого в правом верхнем углу. Следующий реквизит – текст объяснительной записки - начинается с ключевого слова Я + констатация факта нарушения + объяснение. В заключение на новой строчке указывается дата, подпись и расшифровка подписи. Схематично структуру текста объяснительной можно представить так:

Адресат (кому)

Адресант (от кого)

Объяснительная записка

Я + что не выполнила+ почему. Прилагаемые (по необходимости) документы.

Дата Подпись Расшифровка

 

Например:

Директору школы № 13 г. Москвы

С. А. Иванцову

ученика 4 «В» класса

Васечкина В.В.

Объяснительная записка

Я пропустил занятия в школе 5 апреля 2009 г. по болезни. Справка прилагается.

7 апреля 2009 г. В. Васечкин

Заявление – это документ, в котором выражается просьба по какому-либо вопросу: принять на работу, разрешить пересдать экзамен, разрешить обучение на дому, в санатории и т.д. и т.п. Реквизиты заявления: адресат, адресант, наименование жанра документа, текст, дата, подпись. Каждый реквизит имеет свои нормы оформления. Адресат и адресант располагаются так же, как и в объяснительной записке – в правом верхнем углу, адресат указывается в Д.п.: должность+инициалы+фамилия; адресант - в Р.п. без предлога «от»: должность + фамилия+ инициалы или в Р.п. с предлогом «от»: фамилия + инициалы + адрес проживания. Наименование жанра документа оформляется приблизительно посередине листа со строчной буквы с точкой (тем самым мы указываем на завершенность предложения, начатого в правом верхнем углу, если адресат указывается с должностью) или с прописной буквы без точки в конце, (тем самым подчеркивая, что этот реквизит выполняет функцию рубрикации, если адресант указывается с адресом проживания); текст заявления начинается с ключевого слова «прошу»; дата оформляется в начале новой строки арабскими цифрами (12.05.2008) или с расшифровкой месяца и года (12 мая 2008 г.); подпись заявителя и расшифровка подписи – инициалы + фамилия на той же строке, что и дата,. Структура текста заявления следующая:

return false">ссылка скрыта

Адресат (кому)

Адресант (от кого)

заявление. /(Заявление)

Прошу + что именно + причина (по необходимости). Прилагаемые документы (по необходимости)ю

Дата Подпись Расшифровка подписи

 

Приведем образец заявления, написанного В. Васечкиным с целью попросить разрешения сдать экзамен по русскому языку раньше установленного срока.

Директору школы № 13 г. Москвы

С. А. Иванцову

ученика 4 «В» класса

Васечкина В.В.

заявление.

Прошу разрешить мне сдать экзамен по русскому языку досрочно, в связи с тем, что я должен пройти лечение в санатории «Солнышко» с 14 мая по 8 июня 2009 г. Ксерокопия путевки прилагается.

29 апреля 2009 г. В. Васечкин

Инструкция – это свод правил, устанавливающий порядок выполнения чего-либо. Например, инструкция по уходу за кожаными изделиями, по использованию электрического оборудования, по пошиву одежды, по созданию изделий-оригами и т.д. Информационно значимыми в тексте этого жанра являются глаголы или их сочетания со словами долженствования (необходимо, нужно, следует и др.), каждое ключевое положение инструкции начинается с глагола. В основном это либо определенно-личные предложения с глаголами повелительного наклонения, либо безличные/инфинитивные предложения. В содержательном плане глаголы освещают либо последовательность, порядок действий, либо его различные функциональные стороны по применению.

Рассмотрим инструкции по созданию барельефа, которая адресована детям от 5 до 12 лет (в соответствии с возрастными рекомендациями, указанными на упаковке набора для детского творчества «Ваятель»).

Первоначально дети знакомятся с толкованием слова «барельеф», а именно с жанром научного стиля.

Барельеф – низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема. (Советский энциклопедический словарь)

Чтобы научиться создавать барельеф, детям предлагается инструкция, отражающая последовательность действий с заготовленными в наборе материалами.

1. Достаньте из коробки все содержимое и разложите на столе.

2. Расположите форму для заливки поддоном вниз.

3. Высыпьте содержимое пакета в одноразовую посуду и залейте водой (150-200гр.).

4. Перемешайте содержимое до создания однородной массы…

5. Залейте жидкую массу в форму. Заливку лучше начинать с угла, двигаясь к противоположному углу…

6. Согните держатель пополам и расположите его в форме таким образом, чтобы петля заходила за край формы на 3-5 мм, а остальная часть была утоплена в жидкую массу, при этом концы проволоки должны быть изогнуты в стороны для обеспечения лучшего захвата.

7. Через 2-3 часа полученное изделие можно вынимать. Оставьте барельеф до полного высыхания.

8. Раскрасьте изделие при помощи фломастеров, используя как образец картинку на упаковке.

9. Барельеф готов!

В данной инструкции соблюдены все требования, соответствующие жанру: во-первых, указана последовательность выполнения действий с заданными материалами, во-вторых, информационно главными в тексте являются глаголы, с которых начинаются ключевые положения инструкции, в-третьих, глаголы используются в повелительном наклонении (достаньте, расположите, высыпьте, согните…) и в-четвертых, имеют место слова долженствования (должны быть).

Знание младшими школьниками особенностей построения текстов официально-делового стиля поможет им создавать их самостоятельно.

Публицистический стиль реализуется в различных жанрах СМИ. Это заметка, статья, очерк, репортаж, интервью и другие. В начальной школе дети создают тексты публицистического стиля тех жанров, которые можно встретить в школьной или классной стенгазете. Это репортаж, заметка, статья.

Репортаж – текст, в котором сообщается о важных событиях, очевидцем которых был автор. Приведем пример текста-репортажа, взятого из литературного произведения .

Вчера, 15 сентября в 15 часов на поляне стадиона «Лесная зорька» состоялась дружеская встреча футбольных команд «Маяк» и «Лучик». Первый гол на 11-ой минуте встречи забил нападающий Торопыжка, играющий под номером 7. Им же был забит и третий, решающий гол в ворота «Маяка».

Красивую игру показала болельщикам команда «Лучик», которая и победила в этой встрече со счетом 3:0. (Н. Носов)

Заметка – текст, основу которого составляет какой-либо интересный факт (например, последние достижения в области современных технологий или исследования тайн космоса, информация о высоких результатах деятельности людей, живущих в разных уголках нашей страны/другой страны мира). Например:

В Вологде есть Школа традиционной народной культуры. Там ребята знакомятся с обычаями и обрядами своего края, учат песни, играют в народные игры, шьют для этого костюмы. Летом ездят по деревням, записывают старинные песни и сказки, расспрашивают бабушек о том, какие они делали в детстве игрушки.

А игрушки ребята любят особенно. В школе даже есть предмет «Народная игрушка», где ребята учатся творить чудеса из простых доступный материалов: глины, тканей, ниток, дерева. Один из любимых материалов для творчества – солома. Ребята сделали из нее целую деревню: дома, фигурки животных и людей.

Юные умельцы из Вологды стали победителями конкурса «Рукотворное чудо». (По материалам журнала для детей «Мурзилка»)

Статья - это текст, в котором конкретные факты и события играют второстепенную, вспомогательную роль. На основе анализа и систематизации этих фактов автор делает обобщения, выводы. В статье обозначается проблема и автор может не только выразить отношение к ней, но и указать свое видение путей ее решения. Следовательно, согласно коммуникативной цели публицистического стиля, задача автора, прежде всего, привлечь внимание к проблеме, заставить задуматься о ней и, возможно, как первый шаг к ее решению побудить читателя изменить свое восприятие действительности.

В качестве примера приведем фрагмент статьи И. Сафроновой «Сначала - слово».

Правила цивилизованного общения людей возникли не случайно: они вызваны к жизни самим человеческим бытием. Устное общение – непростая вещь. Трудно говорить и тем более договориться людям, если они чувствуют раздражение друг против друга, если им мешает недостаток обыкновенной человеческой воспитанности. Знание хотя бы некоторых правил речевого этикета облегчает им жизнь…

Особая отрасль речевого общения – телефонная беседа. Неумение правильно говорить по телефону часто приводит к комическим, но иногда – к драматическим последствиям…

Думаю, что культура общения по телефону была бы выше, если бы заранее хотя бы приблизительно продумывали предмет предстоящей беседы. Относясь с ответственностью к общему времени, можно выражать свои мысли и вести разговор лаконично.

Не отвечайте по телефону, не проглотив пищу, разговаривать и жевать по меньшей мере неприлично.

Невежливо также вести разговор параллельно: один по телефону, второй– с кем-то стоящим рядом.

Не бросайте резко трубку и не отвечайте раздраженным голосом, если кто-то по ошибке набрал ваш номер, - с вами может произойти то же самое.

Постарайтесь и детей обучить элементарному телефонному этикету…( И. Сафронова)

В статье поднимается проблема речевой культуры в целом, и культуры телефонного разговора в частности. В качестве первых шагов к решению этой проблемы автор не только напоминает читателям этикетные правила общения по телефону, но и рекомендует их выполнять. Факты, имеющие место в жизни, типизированы И. Сафроновой и, как следствие, приобретают обобщенных характер. В тексте это выражается в употреблении сложных предложениях с придаточным условия, которые подчеркивают реальное существование описываемых ситуаций и возможность их повторения.

Художественный стиль реализуется в следующих жанрах: рассказ, стихотворение, сказка, повесть, басня, роман, драма. В содержании начального образования жанровое разнообразие художественного стиля представлено наиболее полно. При обучении учащихся создавать текст в основном проводится работа с такими жанрами, как рассказ, сказка, стихотворение.

Рассказ представляет собой повествование о чем-либо, имеющем место в реальности. В рассказе могут использоваться различные типовые фрагменты речи: и описание, и повествование, и рассуждение. Композиция рассказа включает в себя завязку, кульминацию и развязку, что аналогично повествованию как типу речи. Следовательно, в основном в рассказе фабула текста имеет повествовательный характер. Начинаться рассказ может со слов со значением времени и места, например, широко распространенное наречие времени «однажды», кульминация часто определяется словом «вдруг». В качестве примера приведем текст Е. Чарушиной, который называется «Страшный рассказ».

Мальчики Шура и Петя жили на даче у самого леса.

В этот вечер мальчики остались одни: мама и папа ушли в гости. Шура и Петя сами разделись и легли спать. Лежат и молчат.

Вдруг слышат легкие шаги. Испугались ребята, затаились, пошевелиться боятся. Но скоро пришли родители и включили свет.

Все увидели лесного ежа. (По Е. Чарушиной)

Первый абзац – введение, завязка во втором абзаце рубрицируется словами – «в этот вечер», далее наблюдается развитие действия (разделись, легли спать, лежат и молчат). Кульминационный момент начинается со слова «вдруг». Развязка заключается в последнем предложении (Все увидели лесного ежа.)

Как отмечал писатель Н. Сладков, рассказ не просто начать, но еще труднее бывает кончить. «Как найти последнее слово, - пишет он, - если жизнь продолжается?...И у каждого свое последнее слово и своя точка.»

Сказка – жанр художественной литературы, в котором имеет место вымысел или сочетание реальности с вымыслом. Иными словами, сказку можно считать рассказом, в основе которого лежит вымышленное событие, «интересное или самой своей невероятностью, или юмористическими подробностями». (М.Е. Халанский) Однозначно одно: сказка воздействует на эмоциональную сферу читающего, вызывает неподдельный интерес, «заставляет» погрузиться в свой фантастический мир. Только в сказке звери, птицы, окружающая природа – реки, моря, кисельные берега, яблони - наделяются человеческими качествами – разговаривают, думают, помогают людям, в сказке можно прокатиться на печке, на ковре-самолете, иметь сапоги-скороходы и шапку-невидимку, увидеть избушку на курьих ножках и шагающие ведра.

Сказки развивают воображение ребенка, пробуждают в нем творческую активность. Напомним, что при работе со сказками эффективно использовать прием моделирования, который предложил известный фольклорист В.Я. Пропп. Он проанализировал сказки и выделил в них постоянные ключевые функции (своего рода реквизиты как в официально-деловом стиле). Только, в отличие от реквизитов – обязательных элементов текста, – в сказке все выделенные функции одновременно реализовываться не могут. Всего их насчитывается тридцать одна, но с детьми, как правило, рассматриваются только двадцать функций – запрет, нарушение, вредительство, отъезд героя, задача, встреча с дарителем, волшебные дары, появление героя, сверхъестественные свойства антигероя, борьба, победа, возвращение домой, прибытие домой, ложный герой, трудные испытания, ликвидация беды, узнавание героя, изобличение ложного героя, наказание ложного героя, свадьба. Комбинация этих ключевых функций позволит ребенку сочинить свою сказку на любую тему с любыми героями.

Сказки часто начинаются со слов «жили-были», а заканчиваются фразой по типу «и стали они жить-поживать и добра наживать». Сказочными числами являются цифра 3 (три желания, три брата, три богатыря, три медведя) и цифра 7 (цветик-семицветик, семеро козлят, Белоснежка и семь гномов и т.д.). Сказки как «добрый» жанр литературы имеют счастливый конец, который символично завершает сказку либо свадьбой главных героев, либо всемирным пиром.

Рассмотрим в качестве примера русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масленый». Обозначив заголовок сказки, младшим школьникам можно предложить пофантазировать и спрогнозировать, кто же главные герои этой сказки.

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.

Жили они поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил, мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил. Бывало, сядут, друзья, не нахвалятся…

Так они и жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.

Только раз призадумался воробей. «Я, - думает, больше них работаю, целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, с утра до вечера на охоте – на тяжелой работе. Не бывать больше этому!»

На другой день блин пошел на охоту, воробей – дрова рубить, а мышонок – обед варить.

Вот катится блин по дорожке. А из кустов лиса – как прыгнет, да хвать блин за масленый бок. Блин бился, бился, еле вырвался – бок в зубах лисьих оставил, домой побежал.

А дома-то что делается! Стала мышка щи варить: чего ни положит, чего ни прибавит, а щи все не хороши, не жирны, не маслены! Вспомнила мышка, как блин щи варил, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку слезы льет.

А воробей дрова возил: навозил да давай клевать. Клевал, клевал да клюв на сторону и своротил. Сел на завалинку слезы льет. Увидел это блин и говорит:

- Так всегда бывает, когда на другого кивает, свое дело делать не хочет.

Тут от стыда воробей под лавку забился. Поплакали, погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому. Принялся каждый за свое дело и восстановился в доме лад и порядок.

Несомненно, этот текст является сказкой. Во-первых, он начинается со слов «жили-были» и заканчивается фразой «стали снова жить-поживать по-старому…восстановился в доме лад и порядок». Во-вторых, используется сказочное число три – три братца. В-третьих, воробей, блин и мышь братьями могут быть только в сказке – это вымысел народа. В-четвертых, наделены эти «братцы» человеческими способностями говорить и обустраивать быт – колоть дрова, добывать пищу и варить еду. В тексте используется простые предложения, акцент делается на глаголы, которые усиливают динамику происходящего, часто используются повторы действий (клевал, клевал; бился, бился) или повтор - градация (обварилась, ошпарилась; поплакали, погоревали), используется рефрен (повтор фразы) - села на лавку слезы льет; cел на завалинку слезы льет. Имеет место разговорная лексика: фразеологизм – дрожмя дрожит, слова – бывало, принялся, своротил и др. Мораль сказки выражена в форме пословицы – так всегда бывает, кто на другого кивает.

Стихотворение – это литературный жанр, написанный стихами, сравнительно небольшого размера. Это форма лирики, в которой авторское восприятие действительности, его внутренние переживания, его жизненные позиции выражаются в «едином мгновении». В стихотворении за частным всегда стоит общее. Следовательно, отличительным признаком этого жанра является не только наличие рифмы, но и диалектическое единство «лирического мига и целостного мира».

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней –

В чистом поле домик твой,

В ясном небе песня.

(В. Берестов)

Автор «рисует» образ жаворонка, используя прилагательные в сравнительной степени – чудесней, метафору – жаворонок – певец, эпитеты – в чистом поле, в ясном небе. Естественно, написав эти строки, автор выразил не только и не столько свое восхищение жаворонком, но и свою любовь к природе в целом, к ее звукам и краскам. Читая стихотворение, мы словно «считываем» солнечное настроение автора, ощущаем его упоительное состояние души, и после восприятия этих строк на сердце непроизвольно становится так же ясно и чисто, как в описанном поэтическом мгновении.

Загадка – жанр творчества всех народов, часто относится к фольклору. Загадка всегда зарифмована. Нередко носит шутливый характер. Интересно, что этимологически слово «загадка» произошло от слова «гадати», обозначающее думать, рассуждать. Значит, любая загадка активизирует мыслительные механизмы человека анализировать и обобщать. Этот жанр определяет степень сообразительности испытуемого. Чаще всего в основе загадки лежит метафора.

Вырос в поле дом

Полон дом зерном

(Колос)

Или

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем –

Много зерен соберем.

(Подсолнух)

Иногда содержится перечисление дифференцирующих признаков загаданного предмета.

Мохнатенькая

Усатенькая,

Ест и пьет,

Песенки поет.

(Кошка)

В некоторых загадках отгадка подсказывается рифмой. Как правило, слово-отгадка является темой этого текста.

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня…

(Зима)

Часто в загадках ставится прямой вопрос «Что это?» или «Догадались? Это…»

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?....

(Соловей)

Или

Он большой, как мяч футбольный!

Если спелый – все довольны!

Так приятен он на вкус!

Что это? …

(Арбуз)

 

Разговорный стиль противопоставляется книжным стилям и образует свои, нелитературные жанры. Таким образом, реализуется этот стиль в беседах, в дневниковых записях, в частных письмах, записках, поздравлениях. В начальном звене школьники работают с такими письменными текстами, как поздравления, письма, дневниковые записи.

Тексты поздравлений выстраиваются по следующей композиции: обращение→ ключевое слово «поздравляю(-ем)»→пожелания→подпись. Часто обращение включает в себя не только указание лица, которого поздравляют, но и использование оценочных прилагательных: дорогая, любимая, родная, уважаемая, многоуважаемая, выбор которых определяется степенью официальности в отношениях. В поздравлениях могут использоваться устоявшиеся сочетания, которые часто воспринимаются как речевые штампы – от всего сердца поздравляем Вас, желаем Вам здоровья, долгих лет жизни, успехов. Не секрет, что приятнее получать нетрадиционные поздравления, то есть те, которые содержат не пожелания-штампы, а искренние слова, обращенные к конкретному человеку. Сравним два поздравления.

Вариант 1

Дорогая Таня!
От всего сердца поздравляю тебя с Днем рождения!

Желаю счастья, здоровья, удачи, добра и мирного неба над головой.

Твоя подруга Аня

Вариант 2

Дорогая моя подружка, Танечка!

Поздравляю тебя с замечательным днем – Днем твоего рождения. Желаю тебе оставаться такой же доброжелательной и чуткой, внимательной и отзывчивой. Пусть весеннее настроение будет в твоей душе круглый год, пусть твои улыбка и задор, словно лучики солнышка, согревают всех окружающих даже в ненастный день. Верных и преданных тебе друзей, которые будут искренними, сопереживать и помогать в неудачах, и радоваться за тебя в удачах. Будь здорова и счастлива.

Та, которая ценит тебя и желает тебе всего самого хорошего, твоя Анечка.

Безусловно, второй вариант поздравления получить гораздо приятнее. В нем непосредственное обращение к личности именинницы, указываются положительные черты характера, которыми обладает человек и которые необходимо сохранить. Поздравлявший использует много оценочных слов, сравнительный оборот, что в целом помогает выразить доброе, нежное отношение автора поздравления к своей подруге. Первый вариант отличается сухостью в языковом оформлении и можно сказать безадресностью текста, хотя и содержит обращение. Обусловлено это общими фразами поздравления, которые давно уже перешли в штампы и поэтому не вызывают такое сильное эмоциональное восприятие, как индивидуально адресованные слова, используемые во втором примере поздравления. При работе с этим жанром младшие школьники могут в полной мере почувствовать «вкус» слова, сопоставить различные способы выражения одной и той же мысли посредством использования нейтральных слов и эмоционально-оценочных.

Дневниковые записи – это выражение своих мыслей, изложение происшедших событий с их авторской оценкой на бумаге. [9]Это общение человека с воображаемым собеседником. При составлении дневниковых записок человек желает высказаться и быть выслушанным. А собеседник, который должен выслушать, необычный, он всегда со всем соглашается и все понимает – это лист бумаги. Таким образом, этот жанр можно назвать письменным разговором с листом, которому что-то рассказывают, а ответная реакция в виде реплик не предполагается и не требуется. Как правило, каждая запись начинается с указания даты→ времени→ места→ описание событий (всего, что было или что «наболело»).

В качества примера приведем дневниковые записи, сделанные Н. Сладковым и представленные в его произведении «Свист диких крыльев».

«5 августа в 9 часов утра по радио сообщили, что у станции Ново-Сергеевской появился шестиметровый удав, и просили местных жителей быть осторожными. Я внимательно прослушал передачу и решил следить, как будут искать удава.

6 августа. Ничего не известно. На поиски удава выехали специалисты.

7 августа. Удава увидели рабочие, но поймать не решились. Проследили, в какую сторону он пополз…

8 августа. Удав забрался в крольчатник и проглотил кролика. Хозяин заметил сломанную дверцу и странный длинный след без отпечатков лап. След привел к шоссейной дороге и потерялся. Хозяин догадался, что это удав…»( Н. Сладков)

В данных записях автор фиксирует динамику наблюдаемого– появление удава и его «проделки». Отличительной особенностью, позволяющей определить жанровую принадлежность текста, является то, что каждая запись датируется, и лишь потом описываются происшедшие события.

Письма как жанр разговорного стиля в настоящее время трансформируется и приобретает новые формы в связи с развитием современных технологий и появлением глобальных информационных сетей. Обычные письма становятся электронными или просто sms. Поэтому методика обучения детей составлять тексты этого жанра также должна измениться в соответствии с потребностями времени. Однако общие черты структуры письма остались прежние: обращение → выражение мыслей → подпись.

Таким образом, обобщив сказанное, еще раз отметим, что автор достигает коммуникативную цель посредством выбора из ряда наиболее оптимальный жанр. Безусловно, знание структурной матрицы текста определенного жанра, его отличительные особенности поможет младшим школьникам при их самостоятельном речетворчестве.