Текст обладает цепной связью, если наблюдается либо последовательная смена опорных слов, либо использование их в каждом предложении.

Текст обладает параллельной связью, если предложения связаны только общей темой текста, при этом нет опорных слов. При одинаковом строении предложений (когда это предложения-близнецы) в тексте с параллельной связью могут быть опорные слова.

Оказывается, что слова-помощники еще и помогают разграничить межфразовые связи, а именно контактную и дистантную.

Дистантная связь обычно соединяет наиболее информативные части текста, которые выделяются в основном абзацированием (Л.М. Лосева). Лишь по наличию опорных слов на расстоянии, дистанции, мы можем говорить о дистантной связи. Приведем пример.

Один раз на Кавказе мы пошли на охоту за кабанами, и Булька прибежал со мой. Только что гончие погнали, Булька бросился на их голос и скрылся в лесу. Это было в ноябре: кабаны тогда бывают очень жирные.

На Кавказе, в лесах, где живут кабаны, бывает много вкусных плодов. И когда все эти плоды поспеют и тронутся морозом, кабаны отъедаются и жиреют.

В то время кабан бывает так жирен, что недолго может бегать под собаками. Он забивается в чащу и останавливается… (По Л. Толстому)

В данном тексте три абзаца. Второй абзац связан по смыслу с первым при помощи опорного слова «на Кавказе», а третий абзац связан с первым опорными словами «в ноябре» и «в то время». Таким образом, предложения с выделенными опорными словами связаны дистантно. Все это организует текст в единое смысловое целое, где связь осуществляется и внутри единиц текста посредством контактной связи, и между крупными единицами текста – ССЦ – на основе дистантной связи.

При этом заметим, что контактная связь соотносится с цепной и параллельной связями, но не равнозначна им. Между ними наблюдаются отношения включения, то есть контактная связь включает в себя все виды связи в пределах ССЦ. Дистантная же связь соотносится только с цепным видом связи, но также не идентична ей, так как связывает более крупные единицы текста – ССЦ. Следовательно, выделенные в начале параграфа две группы видов связей в тексте имеют общие черты: 1) они реализуют связность единиц текста; 2) у них единые механизмы осуществления связи; 3) они оперируют одинаковыми средствами выражения связи. Все это приводит к смешению терминологии. Однако общность не порождает идентичность. Эти виды связей различаются по назначению, по функции. Цепная связь и параллельная призваны для связи предложений в пределах ССЦ или текста, а назначение контактной и дистантной связей заключается в указании на пространственные границы их действия.

Работа с цепной и параллельной связью предложений в тексте, начиная с начального звена обучения, представляется нам целесообразной и методически значимой, так как школьники не только учатся разграничивать связи в текстах-образцах, но и самостоятельно реализовывать их в собственных текстах. Понятие о дистантной и контактной связях учитель вводит по своему усмотрению. С младшими школьниками даже возможно рассмотреть случаи, когда дистантная связь наблюдается через предложение, особенно если при этом используется опорная схема.

Приведем пример такой опорной схемы по ключевым словам, которая помогает учащимся, во-первых, научиться выделять в тексте опорные и ключевые слова, во-вторых, рассмотреть связность предложений в пределах текста, когда каждое предложение связано с другим, когда целостность и связность текста на грамматическом уровне обеспечивают опорные слова то одного, то другого ключевого слова И, в-третьих, школьники могут наглядно увидеть дистантное соединений предложений в тексте, так как помощники, слова-связки протягивают друг другу ручки и образуют единую неразрывную цепочку предложений в тексте.

Наша кошка увидела ежа. Насторожилась она, прилегла на пол, смотрит. Еж тоже на нее смотрит. Прыгнула кошка, тронула лапкой ежа. Еж спрятал голову и подставил свои иглы. Наколола кошка лапку, отошла, села и начала лизать лапку, а на ежа и не смотрит.

С тех пор уже она больше на ежа не прыгала. ( А. Бостром)

В тексте два ключевых слова: кошка и еж. Эти слова отражают содержание рассказа, указывают на тех, о ком говорится в тексте. По смыслу ключевые слова различны между собой. Они обозначают разные предметы, явления, понятия. В целом слова «кошка» и «еж» не взаимосвязаны, но в конкретном тексте они составляют основу сюжета. Эти слова являются «ключом» к пониманию и предугадыванию развития действий в тексте.

Каждое ключевое слово имеет свой ряд опорных слов: к слову «кошка» - кошка, она, на нее; к слову «еж» - ежа, еж, на ежа.

Для того чтобы составить схему пронумеруем предложенияиукажем ключевые слова и соответствующие им опорные слова по порядку следования предложений.

Кошка Еж

1. Кошка Ежа
2. она
3. на нее еж
4. кошка ежа
5. – еж
6. кошка ежа
7. она на ежа

На схеме видно, что предложения № 4 и № 6 по ключевому слову «кошка» и предложения № 1 и № 3 по ключевому слову «еж» связаны дистантно. (На схеме это разрыв цепочки – прочерк.) Так предложения связаны по ключевому слову через предложение. Однако мы не можем говорить о разрыве линейности текста, так как там, где отсутствует опорное слово по ключевому слову «кошка» на помощь приходят опорные слова по ключевому слову «еж».

Таким образом, знание младшими школьниками видов связи предложений в тексте и средств их осуществления обеспечивает формирование у них умений не только определять виды связи, но и грамотно их использовать при самостоятельном порождении текста. Иными словами, это позволит учащимся избежать ошибок в нарушении связности текста и проконтролировать себя при оценке логичности при выражении собственных мыслей.