Тренировочные задания
Задание 1. Прочитайте текст.
Кулики живут на болотах, по берегам рек, озер. Кулики не плавают и не ныряют. Только бегают кулики у воды по берегу и кланяются, кланяются носом до земли. Носом кулики достают себе еду в тине, в иле, под камешками или в траве. ( По В. Бианки)
- Определите тему текста. На какой вопрос нужно для этого ответить? (О чем/о ком данный текст? О куликах – это тема текста.)
- Что мы узнаем о куликах? Определите основную мысль, найдя главное предложение в тексте. (Кулики живут на болотах, по берегам рек, озер.)
- Какое слово повторяется в каждом предложении, чем оно является в тексте? (Кулики - тема текста.)
- Красиво ли звучит текст при повторении в каждом предложении одного и того же слова?
- Как вы думаете, если бы этот текст читал редактор, исправил ли он его? Как?
- Как можно еще назвать куликов? (Птицы, они)
- Можно ли, опираясь на содержание текста использовать оценочные слова? Если кулики постоянно бегают и кланяются-кланяются, то как их можно назвать? (Беднягами) А в предложении, в котором говорится, как кулики тяжело добывают себе корм, как можно заменить слово «кулики»? (Труженики)
- Отредактируйте текст, переписав его и заменив повторяющееся слово-тему.
- Сравните полученный текст с исходным. Какой вам больше нравится? Почему?
- Как называются слова, которыми мы заменили тему текста?
- Сформулируйте определение опорных слов.
Задание 2. Прочитайте текст. Определите тему и подчеркните слова, которые ее заменяют. Как они называются?
Тигр живет в зарослях. Шкура у него рыжая, полосатая. Выходит хищник на охоту ночью. Все звери тигра бояться. ( По А. Гашину)
- Чем выражены опорные слова?
Задание 3. Прочитайте текст. Определите его тему.
Лебеди стаей летели из холодной страны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь. И другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водой… (По Л. Толстому)
- Найдите опорные слова – средства связи предложений друг с другом. Чем они выражены. (Лебеди – они.)
- Есть ли повторы в тексте?
- Попробуйте их заменить. Что при этом текст «теряет»? Сравните полученный текст и исходный. (В исходном тексте повтор местоимения они создает впечатление, что предложение, в котором говорится о полете лебедей через море, продолжается и продолжается, плавно перетекая в другие. Это позволяет автору передать длительность полета: день сменял ночь, а ночь сменяла день, но они по-прежнему летели и летели, не отдыхая. Следовательно, в данном тексте повтор местоимений оправданный коммуникативным намерением автора и рассматривается не как ошибка, а наоборот, как авторский стилистический прием.)
Задание 4. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова. Обоснуйте свой ответ.
Очень давно, когда прапрадедушки нынешних тигров были еще совсем маленькими, жил на свете один ленивый … .
Завтрак … подавали в постель. Потом … чистил зубы и читал газеты.
Так … весь день больше ничего не делал. Только валялся в постели, ел конфеты, печенье и читал газеты. Иногда, правда, … опять засыпал.
Каждый вечер к … являлся королевский оркестр и играл для … . А когда музыканты кончали играть, … съедал несколько бисквитов, запивал их молоком, целовал в лоб королеву и сладко засыпал. (Д. Биссет)
В тексте пропущены слова: король, ему, он, король, он, нему, него, король.
- Что послужило вам подсказкой для определения главного пропущенного слова – король? (В тексте используются сочетания: играл королевский оркестр и целовал в лоб королеву.)
- На что указывают пропущенные слова? (Они указывают на тему текста – король.)
- Как называются эти слова и для чего они нужны в тексте?
Задание 5. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.
В лесной глубине, под душистым кустом шиповника, притаился диковинный домик, величиною с большой мухомор.
В дверцу его мог бы пролезть только мышонок, а веселое окошечко с ярко-белыми ставнями было вдвое меньше каждого из зубчатых листьев кустарника. Дом был окружен заборчиком из крепких древесных сучков. Около крыльца стояла круглая скамеечка и презабавный ушат для воды, сделанный из половинки ореховой скорлупы. Между иглами шиповника была протянута веревка, на которой висели пестрые рубашечки, штанишки и курточки, а на заборе выветривалась крохотная перинка, набитая пушком одуванчиков. В этом домике жил Маленький Люль. (М. Пожарова)
- Какое предложение выражает основную мысль? (Последнее предложение. В первом предложении обозначается тема текста– диковинный домик. А что мы узнаем самое главное об этом домике, что там жил Маленький Люль.)
- Найдите в тексте опорные слова. Подчеркните их и укажите, чем они выражены. (Опорные слова выражены однокоренными словами, а также словами, указывающими на часть целого[5].)
Задание 6. Прочитайте текст. Определите его тему.
Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице. Оно щедро разбрасывало лучи во все стороны. И всем было весело. В виноградниках каждая ягодка ловила луч солнца и радовалась ему. Только туча злилась и ворчала на солнце. У нее было грозовое настроение. ( По Дж. Родари)
- Озаглавьте текст. Что отражает заголовок?
- Определите основную мысль текста.
- Каких друзей-помощников «позвал» автор при строительстве этого текста. (Ключевые и опорные слова.)
- Назовите ключевые слова. (Солнце, все, туча.)
- Укажите опорные слова. ( Солнце – оно, луч, на солнце; все – каждая ягодка; туча – у нее.)
Таким образом, при строительстве текста автор может позвать к себе на помощь не только опорные слова, отражающие тему и обеспечивающие музыкальность текста, и не только ключевые, которые связаны с темой и создают смысловой каркас текста, но и тех, и других одновременно.
Задание 7.Рассматривая художественные тексты мастеров слова, вы замечали, как разнообразно они заменяют тему текста опорными словами. Давайте посоревнуемся, кто больше и красивее подберет опорных слов к темам: снег, весна, солнце, колокольчик.
- А теперь посмотрим, кто подберет к этим словам самые яркие и красочные эпитеты?