ПРОБУЖДЕНИЕ ДУШ

(ИНСЦЕНИРОВАННЫЕ ДУШЕВНЫЕ И ДУХОВНЫЕ СОБЫТИЯ)

 

Перевод с нем. Н.Н.Белоцветова

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, ОБРАЗЫ И СОБЫТИЯ

 

Духовные и душевные события, изображенные в "Пробуждении Душ", разыгрываются год спустя после событий, описанных в "Страже Порога" .

 

В "Пробуждении Душ" участвуют следующие лица и существа:

 

I. НОСИТЕЛИ ДУХОВНОГО ЭЛЕМЕНТА

 

Бенедикт, в котором группа учеников видит знатока глубоких духовных тайн.

В предыдущих мистериях: " Врата Посвящения " и " Испытание Души " – он изображен как глава Солнечного Храма. В "Страже Порога" он является выразителем духовного течения, которое хочет заменить новой живой духовностью древние духовные традиции, охраняемые "Союзом Мистов". В "Пробуждении Душ" Бенедикт уже не просто стоит над своими учениками, но и вплетен собственной своей судьбой в душевные переживания этих учеников.

Гиларий Готтгетрей, знаток традиционной духовной жизни, соединенной у него с его собственными духовными переживаниями. Эта же самая индивидуальность изображена в мистерии "Испытание Души" как Гроссмейстер "Союза Мистов".

Управляющий конторой Гилария Готтгетрея.

Секретарь Гилария Готтгетрея. Эта же самая индивидуальность появляется в "Страже Порога" как Фридрих Гейст.

 

II. НОСИТЕЛИ ЭЛЕМЕНТОВ ЖЕРТВЕННОСТИ

 

Магнус Белликозус, названный во "Вратах Посвящения" Германом, а в "Страже Порога" Надзирателем "Союза Мистов".

Альберт Торкватус, названный во "Вратах Посвящения" Феодосием. В "Испытании Души" та же индивидуальность изображена в лице Церемониймейстера встречающегося там "Союза Мистов".

Профессор Капезий. В "Испытании Души" его индивидуальность действует в первом Надзирателе.

Феликс Бальде. Во "Вратах Посвящения" он – носитель природной мистики; здесь же, в "Пробуждении Душ", он – носитель мистики субъективной. Индивидуальность Феликса Бальде действует в "Испытании Души" как Иосиф Кюне.

 

III. НОСИТЕЛИ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЛИ

 

Роман. Вводится и тут под тем же именем, как во "Вратах Посвящения", так как это имя соответствует его внутренней сущности, которую он нашел за годы, отделяющие "Врата Посвящения" от "Пробуждения Душ". В "Страже Порога" он назван своим мирским именем, ибо в событиях, изображенных там, его внутренняя жизнь не имеет почти никакого значения. Его индивидуальность в "Испытании Души" появляется как второй Церемониймейстер средневекового "Союза Мистов".

Доктор Штрадер. Его индивидуальность изображена в "Испытании Души" как еврей Симон.

Сиделка доктора Штрадера. Эта же самая индивидуальность в "Страже Порога" названа Марией Трейфельс. Во "Вратах Посвящения" она названа "Другой Марией", так как имагинативное познание Иоанна Томазия олицетворяет в ее образе имагинацию определенных природных сил. Ее индивидуальность появляется в "Испытании Души" в лице Берты, дочери Кюне.

Фелиция Бальде. Ее индивидуальность в "Испытании Души" действует как жена Кюне.

 

IV. НОСИТЕЛИ ДУШЕВНОГО ЭЛЕМЕНТА

 

Мария. Ее индивидуальность изображена в "Испытании Души" как Монах.

Иоанн Томазий. Его индивидуальность появляется в "Испытании Души" как Фома.

Жена Гилария Готтгетрея.

 

V. СУЩЕСТВА ИЗ ДУХОВНОГО МИРА

 

Люцифер.

Ариман.

Гномы.

Сильфы.

 

VI. СУЩЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХОВНОГО ЭЛЕМЕНТА

 

Филия, Астрид, Луна – духовные существа, которые связывают человеческие душевные силы с космосом.

Другая Филия, носительница элемента любви в том мире, к которому принадлежит духовная личность.

Душа Теодоры. Ее индивидуальность изображена в "Испытании Души" в лице Цецилии, падчерицы Кюне и сестры Фомы, в котором действует индивидуальность Иоанна Томазия.

Страж Порога.

Двойник Иоанна Томазия.

Дух Юности Иоанна Томазия.

Душа Фердинанда Рейнеке у Аримана (12-я картина). Встречается как Фердинанд Рейнеке только в "Страже Порога".

 

VII. Личности Бенедикта и Марии вводятся и во внутренние переживания; во второй картине они появляются как переживания Иоанна Томазия, в третьей же картине – как переживания Штрадера. В девятой картине как внутреннее переживание Иоанна Томазия выводится Мария.

 

VIII. Индивидуальности Бенедикта, Гилария Готтгетрея, Магнуса Белликозуса, Альберта Торкватуса, Штрадера, Капезия, Феликса Бальде, Фелиции Бальде, Романа, Марии, Иоанна Томазия и Теодоры появляются в духовной области (пятой и шестой картине "Пробуждения Душ") как души и в Храме (седьмой и восьмой картине "Пробуждения Душ") как личности отдаленного прошлого.

 

О "Пробуждении Душ", как и о предыдущих мистериях, нужно сделать несколько пояснительных замечаний. И духовные, и душевные события, изображаемые тут, не являются ни символами, ни аллегориями. Кто принимает их так, тот далек от реальной сущности духовного мира. Внутренние переживания (второй, третьей и десятой картины) являются тоже не символами, а реальными переживаниями души, которые для того, кто участвует в жизни духовного мира, столь же действительны, как существа и события мира чувственного. Для имеющего опыт духовного бытия "Пробуждение Душ" вполне реалистично. Если бы дело шло только о символах или аллегориях, я бы, несомненно, воздержался от написания этих мистерий.

 

Ввиду многочисленных вопросов, дошедших до меня, я и на этот раз предпринял было попытку восполнить эти сценические картины некоторыми пояснениями. Но и теперь, как и прежде, я от этой попытки отказываюсь. Мне представляется неуместным давать какие бы то ни было пояснения к картине, которая должна сама за себя говорить. В концепции и разработке картины подобные абстракции не играют никакой роли. Они только вредны. Духовная действительность, если воссоздать ее, встает перед душой с такой же необходимостью, как вещи физически воспринимаемого мира. Естественно при этом, что здоровое духовное зрение отнесет духовные образы к изображаемым ими событиям и существам иначе, чем отнесло бы оно восприятия физического мира к тем событиям и сушествам, которые им соответствуют. С другой стороны, то, как восстают духовные события перед воспринимающей душой, предопределяет и композицию этих душевных картин.

 

В заключение следует и на этот раз отметить, что музыкальные иллюстрации к "Пробуждению Душ", к постановкам 22-го и 23-го августа сего года написаны Адольфом Аренсоном.

 

Мюнхен. Август 1913 г.