Система пожаротушения в отсеках гондол двигателей и отсеке ВСУ.
Система пожаротушения в отсеках гондол двигателей и отсеке ВСУ осуществляет подачу огнегасящего вещества в защищаемые отсеки:
– отсек гондол двигателей;
– отсек ВСУ.
В систему входят:
– два огнетушителя 1-6-ЗМ;
– трубопроводы подвода огнегасящего вещества в защищаемые отсеки;
– распылительные форсунки и коллекторы.
Огнетушители установлены под левым и правым зализами крыла с фюзеляжем, симметрично по одному с каждого борта. Огнетушители имеют шаровую форму баллона, закреплены в специальных ложементах в районе стрингеров № 32-34, между шпангоутами № 25-26. Каждый огнетушитель оборудован тремя пироголовками. Пироголовки трубопроводами соединены с защищаемыми отсеками и между собой в комбинации, обеспечивающей две очереди пожаротушения отсеков гондол двигателей и ВСУ. При ликвидации пожара в отсеках гондол двигателей и отсеке ВСУ в первую и вторую очередь срабатывает по одному огнетушителю, в первую очередь срабатывает левый (по полету) огнетушитель. Огнегасящее вещество, используемое в огнетушителях – «ХЛАДОН 13В1».
Огнетушители закреплены в чашках ложементов хомутами со стяжными винтами. На фюзеляже перед ложементами имеется схема подключения пиропатронов пироголовок к защищаемым отсекам. Трубопроводы подачи огнегасящего вещества в гондолы двигателей проложены от пироголовок огнетушителей вдоль заднего лонжерона крыла до нервюр № 8, затем под крылом и по носку пилона, где они через противопожарную перегородку вводятся в гондолу двигателя и соединяются с распылителями в вентиляторном отсеке и распылительным коллектором в газогенераторном отсеке двигателя.
Трубопроводы подачи огнегасящего вещества в отсек ВСУ, выходящие из огнетушителей, соединяются в районе шпангоута № 25 через тройник в общий трубопровод. Трубопровод проложен вдоль стрингера № 35 в хвостовую часть фюзеляжа. В хвостовой части трубопровод между шпангоутами № 42-45 вдоль стрингеров № 19-20 проложен к шпангоуту № 45 и далее – через противопожарную перегородку шпангоута № 45 в отсек ВСУ, где соединен с распылителями отсека.
В переходнике каждого огнетушителя имеется предохранительная мембрана, рассчитанная на разрушение при повышении давления в огнетушителе до (200±20) кгс/см2. Штуцера от мембран левого и правого огнетушителей соединены трубопроводом малого диаметра с сигнальными дисками саморазрядки красного цвета. Диски установлены рядом с огнетушителями на левом и правом зализах крыла с фюзеляжем в районе шпангоута № 26 и хорошо видны с земли.
Трубопроводы, распылительные форсунки и коллекторы в пожароопасных отсеках выполнены из нержавеющей стали 12Х18Н10Т. Расположение трубопроводов, распылителей и распылительных коллекторов в отсеках гондол двигателей показано на рис. 3.1. Расположение трубопроводов и распылителей в отсеке ВСУ показано на рис. 3.2.
При возникновении пожара в одном из отсеков гондол двигателей или отсеке ВСУ по сигналу с БКУ-СПЗ происходит автоматическое срабатывание первой очереди пожаротушения. При этом срабатывают пиропатроны соответствующей пироголовки огнетушителя первой очереди, под действием пороховых газов происходит открытие замка, удерживающего клапан пироголовки в закрытом положении.
Под действием давления огнегасящего вещества огнетушителя клапан открывается, и огнегасящее вещество по трубопроводу подается к распылительным форсункам и коллектору защищаемого отсека и под давлением подается в зону пожара.
Рис. 3.1. Расположение трубопроводов, распылителей и распылительных коллекторов в отсеках гондол двигателей
Рис. 3.2. Расположение трубопроводов и распылителей в отсеке ВСУ
В случае возникновения пожара при появлении сигнала «ПОЖАР» и несрабатывании автоматики первой очереди пожаротушения включение первой очереди осуществляется нажатием соответствующей кнопки-табло на щитке «ОГНЕТУШИТЕЛИ».
Если пожар не потушен первой очередью, после загорания кнопки-табло второй очереди и ее нажатия на щитке «ОГНЕТУШИТЕЛИ» включается вторая очередь пожаротушения. При этом срабатывают пиропатроны соответствующей пироголовки огнетушителя второй очереди, и огнегасящее вещество по тому же трубопроводу подается в зону пожара. При этом клапан пироголовки ранее сработавшего огнетушителя под действием возвратной пружины закрыт, препятствуя попаданию огнегасящего вещества из огнетушителя второй очереди в разряженный огнетушитель первой.
В случае если пожар, возникший в отсеках гондол двигателей, не потушен второй очередью пожаротушения, нажатием на соответствующую кнопку на щитке «ОГНЕТУШИТЕЛИ 3 ОЧЕР» включается третья очередь пожаротушения.