Создавая небольшой промежуток

 

К сожалению, из-за нехватки времени, у нас не было возможности углубиться в тему випашьны более детально. Но, я думаю, вы получили некоторое понимание подхода, который следует применять. Сейчас я хотел бы продолжить раскрытие темы постмедитационной осознанности. Похоже, что это является сердцем буддийской практики медитации, наряду с собственно практикой сидячей медитации.

Если у вас есть чувство открытости к практике медитации, важно серьезно заняться практикой. Это дает ощущение реальности, ощущение, что практика больше не является мифом. Это реальный опыт. И став частью вашего образа жизни, практика может служить напоминанием, способом рассматривать ваши тяжеловесные мысли, которые, как мы знаем, называются эмоциями. Можно обустроить полностью новый мир, старый новый мир жизни c медитацией.

Это сопровождает много радости. Не легкомысленной радости, но чувства связи с землей. Наконец‑то вы больше не обманываете никого, в том числе себя. В этом есть что-то основополагающее, базирующееся на очень прочной почве. Происходит реальная дисциплина, и вы не обязаны больше зависеть от фокусов-покусов, как смехотворного способа получить облегчение или поднять свой дух. Мне кажется, что именно это переживание можно охарактеризовать как начало основного здравомыслия, которое начинает открываться нам. Теперь ваша жизнь содержит дисциплину, и дисциплина напоминает вам об осознанности, а осознанность тоже напоминает вам о дисциплине. Таким образом, развивается непрерывный процесс.

С помощью учителя, с помощью товарищей из сангхи и с помощью примеров держателей линии жизнь становится очень наполненной – полностью наполненной, но, в то же время, очень просторной.

Основная идея здесь состоит в том, что как только вы развили чувство осознанности, проблеск осознанности, этот проблеск осознанности прорывается сквозь кармическую цепную реакцию, которая воспроизводит кармические долги, потому что он создает небольшой промежуток, который вносит хаос в работу кармических цепных реакций. Таким образом, пресекаются кармические цепные реакции, и это замедляет дальнейшее воспроизводство эгоцентрической кармы. Итак, основная логика состоит в том, что практика осознанности является способом остановить или преобразовать сансару.

Сансару нельзя остановить мгновенно, потому что сансара одновременно является вдохновением для свободы. Без опыта сансары мы неспособны достичь такого уровня работы, направленной на достижение свободы, а благодаря препятствиям сансары мы можем это сделать.

Однако мы все еще должны понимать, что практика осознанности не предоставляет окончательной надежды или окончательного спасения в евангелическом смысле. Посвящая себя практике медитации, мы предпринимаем реальный, очень честный и очень серьезный шаг. Медитация не особенно эффектна. Это что-то, что делают все на духовном пути, и все делают это относительно точно. Иначе они бы не были на духовном пути. В то же время, медитация содержит много тонкостей. В медитации происходит много практики, направленной на развитие праджни, или трансцендентального знания. Происходит образовательный процесс. Мы начинаем учиться тому, как смотреть на всё, как смотреть везде, куда бы то ни было с определенной точки отсчета, которая отличается от точки отсчета двойственности. Мы в состоянии видеть вещи очень ясно, очень точно, и, возможно, с оттенком радости, которая не обязательно чрезвычайно веселая. Это не дает особого наслаждения, но постоянно присутствует чувство радости, чувство легкости и, одновременно, чувство полноты.

Я уже сказал слишком много на эту тему, думаю, нам следует провести краткое обсуждение и затем нам нужно завершить наш семинар.

Ученик: На протяжении всего этого семинара вы говорили о скуке. Теперь вы говорите о радости. Можно ли ощущать скуку и радость одновременно?

Трунгпа Ринпоче: Подружиться со скукой – это радость. Мы не говорим о двух разных темах пытаясь открывать сначала кран с горячей водой, затем кран с холодной водой и объединить их в какую-то большую золотую середину. Мы говорим о том, что скука есть открытость, и радость тоже есть открытость.

Ученик: Вчера мы говорили о любви и отношениях. В понятиях буддизма, какова ценность того, чтобы иметь отношения с кем-то одним, если любовь всего лишь происходит от одиночества? Является ли ценность таких отношений всего лишь еще одной иллюзией?

Трунгпа Ринпоче: Ну, не предполагается, что на иллюзию следует смотреть сверху вниз. В любом случае, все является иллюзией, так что нельзя сказать, что это всего лишь иллюзия, а поэтому она не достаточно ценна. Если у вас очень близкие отношения с кем-то, например, вашим партнером, мужем или женой, этот человек становится представителем всей сангхи. Когда вы достаточно долго живете с кем-то, присутствуют сильное раздражение и сильная теплота. Часто вы считаете партнера красивым и любезным, но иногда живым дьяволом или дьяволицей. Есть много неисследованных областей опыта, и вы только-только научились применять микроскоп к вашему собственному партнеру. С другими не хватает времени на то, чтобы его использовать. Никто другой не будет сидеть и не позволить исследовать себя и не станет утруждаться тем, чтобы обследовать вас. Только ваш партнер будет мириться с этим, а это очень великодушно, замечательно. Таким образом, ваш партнер становится представителем остального мира. Похоже, это очень важная часть нашей жизни. Нельзя так просто сбросить это со счетов или относиться к этому легкомысленно.

Ученик: Вы много говорили о том, чтобы посвятить себя медитации и я не могу не связать это с тем, что я слышал об обетах прибежища, которые, как я понимаю, есть часть буддийской традиции. Не могли бы вы сказать что-то по этому поводу?

Трунгпа Ринпоче: Очень упрощенно, смысл принятия прибежища в том, что вы становитесь буддистом. Это влечет за собой игнорирование отвлечений. С момента принятия обета прибежища и далее, вы идете по прямой и узкой тропе. Вас больше не прельщают боковые тропы, так что с вашей заморочкой духовного шопинга покончено. Вы больше не ищете другой товар.

Конечно, это в значительной мере связано с практикой медитации. Вы можете спросить: «Как можно установить настоящую связь с практикой медитации? Какое конструктивное действие мне сделать, чтобы оказаться в таком положении?». Такое действие – принять данное обязательство отказаться от поиска чего-либо еще. Это не похоже на предание себя церкви или папе римскому или епископу. Скорее, вы принимаете на себя обязательство работать над собой посредством практики медитации. Это действительно необходимо. И, как я уже сказал, есть необходимость в конкретной дате, конкретном событии, как день рождения. Вам нужны конкретный момент и место, чтобы люди могли прийти и посмотреть, как вы принимаете обет в церемонии, которую проводит ваш наставник. Это выражение того, что с сегодняшнего дня и далее, с этой самой минуты вы становитесь медитирующим. Вот в чем смысл.

В дальней перспективе, я думаю, очень важно и необходимо принять обет. Но в короткой перспективе, я не рекомендовал бы делать это очертя голову, до тех пор, пока вы не знаете что делаете. Спонтанная, развитая естественным образом преданность уже должна существовать внутри вас, прежде чем вы примете такой обет, иначе это опасно. Как только вы приняли обет, вы влипли. Вы не можете отменить его. Это очень клаустрофобично, и никто вас от этого не спасет. Вы не может сложить с себя обет прибежища. Этому не было прецедентов. Но когда человек занимается работой с собой, то на этом этапе есть потребность принять обет прибежища. Однако принятие обета прибежища не похоже на постановку на полное довольствие и получение бесплатного обслуживания. Вы становитесь беженцем, вы становитесь бездомным. У вас больше нет дома. Вы не имеете страны, у вас больше нет паспорта. Вы застряли там, где вы есть. Вы стали беженцем и вы не можете путешествовать не имея больше паспорта. Главное в этом – пресечь скорость и невротическую игривость.

Ученик: Я думал, быть беженцем означает уехать в другую страну, чтобы получить защиту.

Трунгпа Ринпоче: Не обязательно. Не в этом случае. Здесь быть беженцем означает, что вы потеряли вашу страну.

У.: То есть вы принимаете прибежище в себе?

Т.Р.: Вы принимаете прибежище в Будде, как в примере, в дхарме, как в пути и в сангхе, как в товариществе. Другими словами, вы принимаете прибежище в том, как другие беженцы проводили свое беженство.

У.: А что значит: «без страны»?

Т.Р.: Ничейная территория. Вам не нужно платить налог.

Ученик: Как понять правильно ты медитируешь или нет, кроме того, что чувствуешь скуку?

Трунгпа Ринпоче: Я думаю, вы знаете, что это не такая уж метафизическая ситуация. Это реальная ситуация. У вас есть опыт. Существует постоянная осознанность, которая продолжается, а не просто вы медитируете на словах. Но если вы сидите два часа и вы присутствуете два раза по одной секунде, то что-то должно быть не так. Вы можете сказать, что то-то не так, если остальное время вы напрочь отсутствуете. Вы не здесь. Это очень просто.

У.: Когда вы говорите, что ты отсутствуешь, какая разница между этой ситуацией и сидением, в то время как твои мысли находятся в другом месте?

Т.Р.: Если вы осознаете ваши мысли, то в этом нет проблемы. Но если вы создаете в фантазии все путешествие от начала до конца, вплоть до того, как вы пакуете чемодан, покупаете билет на самолет и вылетаете в Индию, если вы прорабатываете какие места вы посетите, что будете покупать, каких гуру посетите, затем вернетесь, прибудете в аэропорт вашей страны, ваши знакомые приветствуют вас в аэропорту, а потом раздается гонг, завершающий сессию сидения, то в этом есть проблема.

У.: То есть разница, возможно, заключается в том, что если вы совершили это путешествие, но вернулись и сказали: «О, я только что сделал это путешествие», то это можно считать медитацией?

Т.Р.: Медитация здесь это что-то очень определенное – это пребывание в осознанности, медитирование с тем, что происходит. Это развитие осознанности, о котором мы говорили последние несколько дней.

Ученик: Я слышал, как однажды вы сказали, что пребывание в настоящем не обязательно означает осознание текущих мыслей, беспорядочных мыслей, что это, по сути, не пребывание в настоящем. В медитации, если вы осознаете беспорядочные мысли, которые вертятся…

Трунгпа Ринпоче: Это просто осознанность.

У.: Но это не обязательно осознание настоящего момента?

Т.Р.: Нет, это невозможно сделать. Так что мы делаем лучшее, что в наших силах. Осознанность, похожую на настоящий момент.

Ну вот, сейчас нам нужно завершить наш семинар. Я хотел бы попросить вас продолжать уделять внимание тому, о чем мы говорили и пытаться сделать с этим что-то, сделать что-то с вашей практикой медитации. Многие из вас сидели и практиковали, и я надеюсь, вы будете продолжать в том же духе, уделите практике определенную часть времени вашей жизни. Это вам очень поможет. А также, в этом случае, время и энергия, которую мы вложили здесь, не будет растрачена попусту. В этом случае, эта наша собственность не послужит дальнейшему укреплению кармических долгов, но послужит причиной для освобождения людей от их кармы. Так что, я надеюсь, вы сможете усерднее работать над вашей практикой. Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, делайте это. Это очень важно. Может казаться, что у нас много времени, и мы успеем этим заняться, но все же, это очень срочно. Невроз неуклонно наступает. Много людей попадают в болезненные ситуации из-за этого безумия. Так что на нас лежит большая ответственность. Вы должны переосмыслить общение с вашими друзьями, вашими родителями, и вашими главными людьми, со всеми, с кем вы связаны. От вас зависит, будете ли вы общаться с ними, обрушивая сансарический беспорядок на них, или пытаясь оказать им помощь. Я не хочу этим сказать, что вы должны обратить каждого в буддизм. Вы должны, в первую очередь, совладать с собой. А для того, чтобы сделать это, вам нужно много практиковать, много заниматься сидячей медитацией. Происходит цепная реакция. Вы лично занимаете очень важное место в вашей вселенной. Спасибо.