Расчеты производственных заделов в серийном производстве

 

В серийном производстве внутрицеховые заделы подразделяются на цикловые, оборотные и страховые, а межцеховые заделы – на транспортные, оборотные и страховые. Для экономического анализа производственного процесса наиболее важным является расчет средней величины производственных заделов, поскольку на ее основе может быть непосредственно определена величина связывания оборотных средств предприятия в незавершенном производстве.

Цикловые заделы выражают общее количество предметов труда (деталей или сборочных единиц), которые одновременно находятся в производственном процессе, т.е. для которых одновременно выполняются технологические операции. Пример динамики цикловых заделов показан на рис. 4.4.1.

В общем случае, величина циклового задела определяется произведением размера партии предметов труда на среднее количество партий, одновременно находящихся в обработке:

 

; (4.4.1)

 

где n – размер партии;

Кп – количество партий, одновременно находящихся в обработке.

 

Среднее количество партий, одновременно находящихся в обработке, определяется соотношением длительности цикла такой обработки и принятого ритма чередования партий:

 

; (4.4.2)

 


 

 
 

 

 


Рис. 4.4.1. График изменения цикловых заделов во времени

 

Учитывая, что ритм чередования партий определяется соотношением (4.4.3), зависимость (4.4.1) можно переписать в виде (4.4.4):

 

; (4.4.3)

 

; (4.4.4)

 

Общая величина средних цикловых заделов партий деталей определенного наименования по предприятию в целом определяется по формуле:

 

; (4.4.5)

 

где m – общее количество цехов, через которые проходит партия деталей данного вида в процессе своей обработки.

 

Т.о., цикловые заделы напрямую определяются длительностью производственного цикла и их величина может быть снижена за счет оптимизации построения производственного процесса во времени.

Страховые заделы создаются для обеспечения бесперебойности работы последующих звеньев производства при каких-либо нарушениях производственного процесса в предыдущих звеньях. Такие заделы являются овеществленным выражением создаваемых между цехами резервных опережений. Расчет страховых заделов осуществляется аналогично расчету цикловых заделов исходя из размера партии и количества партий, подлежащих выпуску за период, совпадающий с резервным опережением:

 

; (4.4.6)
; (4.4.7)

 

; (4.4.8)

 

; (4.4.9)

 

где Орез – нормативная величина резервного опережения, создаваемого после анализируемого цеха.

 

Транспортные заделы выражают количество деталей, находящихся в процессе транспортировки из одного цеха в другой. Суммарная величина таких заделов для деталей определенного наименования по предприятию в целом определяется по формуле:

 

; (4.4.10)

 

где Ттр.i – время транспортировки партии деталей из i-го цеха в (i+1)-й.

 

Оборотные заделы возникают из-за несинхронности работы смежных звеньев производства (цехов, участков), причинами которой могут являться:

· различные ритмы поступления и потребления партий;

· различные размеры партий в передающих и потребляющих подразделениях;

· различные скорости потребления и поступления деталей по смежным звеньям производства.

Величина оборотных заделов зависит от сдвигов, возникающих между сроками выхода партии из предыдущего цеха и сроками ее запуска в обработку в последующем цехе. Такого рода сдвиги устанавливаются с целью обеспечения бесперебойности работы потребляющего звена производства. Средняя величина оборотного производственного задела между двумя смежными звеньями производства определяется зависимостью:

 

; (4.4.11)

 

где F1 и F2 – объемы поступления и потребления деталей 1-м и 2м цехах;

То – период одного оборота заделов.

 

Период оборота заделов характеризует тот интервал времени, по истечении которого суммарные объемы поступления деталей и суммарные объемы их потребления уравниваются между собой (см. рис. 4.4.2). Количественно величина такого периода определяется следующим соотношением:

 

; (4.4.12)

 

где n1 и n2 - принятые размеры партий для 1-го (подающего) и 2-го (потребляющего) цехов;

dn – наибольший общий делитель для сравниваемых размеров партий;

R1 и R2 – ритмы чередования партий в 1-м и 2-м цехах.


 
 

 

 


Рис. 4.4.2. Динамика поступления и потребления деталей между двумя смежными звеньями производства при их одновременном поступлении и потреблении

 

Подставив зависимость (4.4.12) в формулу (4.4.11) и выполнив ряд математических преобразований, величину оборотного задела между двумя анализируемыми цехами можно выразить формулой:

 

; (4.4.13)

 

где r – ритм выпуска отдельных деталей;

ν1 и ν2 – скорость производства (поступления) и потребления деталей в анализируемых цехах (выпуск и потребление деталей в единицу времени).

 

На практике для обеспечения бесперебойности производственного процесса между моментами выхода партий из предыдущего цеха и моментами их запуска в последующий цех создаются специальные сдвиги. Нормативная величина такого сдвига определяется по формуле:

 

; (4.4.14)

 

где νmin – минимальная из скоростей ν1 и ν2.

 

Включение таких сдвигов в структуру производственных циклов вызовет увеличение оборотного задела на величину:

; (4.4.15)

 

Добавив выражение (4.4.15) к формуле (4.4.13) можно получить итоговую зависимость, выражающую величину оборотного задела между первым и вторым цехами:

 

; (4.4.16)

 

Поскольку в серийном производстве передача деталей из одного подразделения в другое осуществляется не поштучно, а всей партией сразу, то скорости ν1 и ν2 являются достаточно большими числами. Поэтому в практических расчетах формулу (4.4.16) используют в более упрощенном виде:

 

; (4.4.17)

 

Общая величина оборотного задела деталей определенного наименования по всему предприятию в целом рассчитывается по формуле:

 

; (4.4.18)

 

Суммарная величина производственных заделов по деталям определенного наименования определяется суммированием рассчитанных общих величин цикловых, резервных, транспортных и оборотных заделов. Помимо этого, для контроля за незавершенным производством также рассчитывается величина суммарного переходящего задела по предприятию в целом на тот или иной момент времени. Эта величина определяется разностью между числом деталей, запущенных в обработку в первом в технологической цепочке цехе и числом деталей (изделий), вышедших из последнего цеха к этому моменту времени.

return false">ссылка скрыта