ВЫСОЧАЙШЕЕ БЫТИЕ

В этой главе показано, что форма Атмана есть форма Бога и Он пребывает в форме “ЯЯ”.

Всеобщий принцип, лежащий в основе соотношения меж­ду идеями “внутри” и объектами “вовне”, есть истинное значение слова “ум”. Поэтому тело и мир, которые появ­ляются духовному практику как внешнее, суть только мен­тальные отражения. Во всех этих формах проявляется лишь Сердце. В глубине, сердцевине всеобъемлющего Сердца, то есть в пространстве чистого ума, всегда сияет са­мосветящееся “Я”. Поскольку Оно проявлено в каждом, Его также называют всеведущим Свидетелем, или Чет­вертым Состоянием1.

Бесконечное Пространство есть Реальность, известная как Высочайший Дух, или Атман, который сияет без эгоизма как Сознание внутри “Я”, как Единое во всех личностях. Только это лежит за пределами Четвертого Состо­яния. Следует медитировать на Пространстве-Абсолютно­го-Сознания, которое сияет — всеохватное, внутри и снаружи, вдохновение Четвертого Состояния, — словно про­странство, одновременно наполняющее собой сокровенное синее ядро светящегося пламени и природное простран­ство вдали. Истинное Состояние — то, которое сияет по­всюду, как пространство, включающее пламя и простира­ющееся за ним. Не следует обращать внимание на свет. Достаточно знать, что Реальность есть Состояние, свобод­ное от эго. Когда жестом ссылаются на себя, каждый указы­вает на грудь, и это — достаточное доказательство того, что Абсолют пребывает как Атман, “Я есмь”, в Серд­це. Риши Васиштха также говорит, что искать Атман вовне, забывая Его постоянное сияние как “Я—Я” в Сердце, значит выбросить бесценную божественную жем­чужину ради блестящей гальки. Ведантисты2 считают ко­щунством рассматривать Единое Высочайшее Я, творящее, поддерживающее и поглощающее, как отдельных богов — Ганапати, Брахму, Вишну, Рудру, Махешвару и Садашиву3.

ГЛАВА 6