Задание 81. Определите, на каком этапе логопедической работы по преодолению произносительных расстройств проводится артикуляционная гимнастика.

1. На подготовительном этапе.

2. На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков.

3. На этапе формирования коммуникативных умений и навыков.

4. На всех этапах работы.

Задание 82. Определите, к какому виду артикуляционных упражнений относится следующее упражнение: рот широко открыть, язык в форме «чашечки» приблизить к верхней губе, между широким кончиком языка и верхней губой образовать щель, плавно и длительно подуть через образовавшуюся щель.

1. Общее упражнение, направленное на развитие кинетической организации артикуляционной моторики (на формирование статической координации артикуляционных движений).

2. Общее упражнение, направленное на развитие кинетической организации артикуляционной моторики (на формирование динамической координации артикуляционных движений).

3. Специфическое упражнение, направленное на развитие кинетической организации артикуляционной моторики (на формирование отдельных элементов артикуляционных укладов шипящих звуков).

4. Упражнение, направленное на развитие кинестетической организации артикуляционной моторики.

Задание 83. Определите, к какому виду артикуляционных упражнений относится следующее упражнение: рот широко открыть, широкий язык поднять и прикоснуться к верхним альвеолам, плавно проводить широким языком от альвеол до середины твердого неба и обратно - «маляр красит потолок».

1. Общее упражнение, направленное на развитие кинетической организации артикуляционной моторики (на формирование статической координации артикуляционных движений).

2. Общее упражнение, направленное на развитие кинетической организации артикуляционной моторики (на формирование динамической координации артикуляционных движений).

3. Специфическое упражнение, направленное на развитие кинетической организации артикуляционной моторики (на формирование отдельных элементов артикуляционных укладов шипящих звуков).

4. Упражнение, направленное на развитие кинестетической организации артикуляционной моторики.

Задание 84. Определите, к какому виду артикуляционных упражнений относится следующее упражнение: не проговаривая в слух слов, определить положение кончика языка при произнесении первых звуков в словах «щетка, синица, рис, зима, жук» и изобразить это положение при помощи поднятой или опущенной кисти руки.

1. Общее упражнение, направленное на развитие кинетической организации артикуляционной моторики (на формирование статической координации артикуляционных движений).

2. Общее упражнение, направленное на развитие кинетической организации артикуляционной моторики (на формирование динамической координации артикуляционных движений).

3. Специфическое упражнение, направленное на развитие кинетической организации артикуляционной моторики (на формирование отдельных элементов артикуляционных укладов шипящих звуков).

4. Упражнение, направленное на развитие кинестетической организации артикуляционной моторики.

Задание 85. Укажите упражнение, не входящее в комплекс артикуляционной гимнастики, который используется для формирования правильного произношения свистящих звуков.

1. Положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его в спокойном положении присчете от «одного» до «пяти».

2. Растянуть губы в улыбке, широким кончиком языка проводить по нижним зубам вверх-вниз.

3. Растянуть губы в улыбке, широким кончиком языка проводить по небу вперед, к верхним резцам, и назад, к мягкому небу.

4. Растянуть губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий, выгнутый язык то выдвигается вперед, то оттягивается в глубь ротовой полости.

Задание 86. Укажите упражнение, не входящее в комплекс артикуляционной гимнастики, который используется для формирования правильного произношения шипящих звуков.

1. Широкий расслабленный язык положить между губами, дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали.

2. Растянуть губы в улыбке, высунуть язык изо рта, боковые края и широкий кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, язык напоминает «чашечку».

3. Растянуть губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в глубь ротовой полости, к центру твердого неба.

4. Растянут губы в улыбке, высунуть язык изо рта, боковые края и широкий кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена и прогнута; удерживая язык в таком положении дуть на бумажную полоску, нижний край которой расположенную на уровне кончика носа.

Задание 87. Укажите упражнение, не входящее в комплекс артикуляционной гимнастики, который используется для формирования правильного произношения звуков [Р] и [Р’].

1. Растянуть губы в улыбке, высунуть язык изо рта, боковые края и широкий кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена и прогнута; удерживая язык в таком положении дуть на бумажную полоску, нижний край которой расположенную на уровне кончика носа.

2. Растянуть губы в улыбке, язык узкий и напряженный, кончик языка то упирается в верхние резцы (как бы колет их), то отходит к нижним зубам.

3. Растянуть губы в улыбке, широкий язык прижать к небу (присосать), затем со щелчком оторвать.

4. Рот достаточно широко открыт, углы губ растянуты в стороны, широкий кончик языка прижат к верхним альвеолам, многократно и отчетливо на одном длительном выдохе произносить Д-Д-Д-Д…