Фотографирование объемных следов рук и следов на предметах с рельефными поверхностями
Правила фотосъемки следов рук на непрозрачных объектах применяемы и к следам, оставленным на предметах с рельефными поверхностями (картоне, неокрашенной древесине и т. п.). Светлые следы на темных поверхностях фотографируют на фотобумагу с оборачивающей камерой, а для съемки темных следов на светлых поверхностях используют негативные фотоматериалы. Особенность съемки заключается в подборе освещения, скрадывающего рельеф и исключающего появление теневых помех. Для следов на картоне и других аналогичных объектах необходимо бестеневое (кольцевое), вертикальное или лобовое освещение. Если рельеф имеет выраженную направленность, как, например, у граммофонной пластинки, неокрашенной доски, то световой поток может быть и лобовым, и боковым, но его ориентируют по направлению бороздок пластинки, волокон древесины.
Пластичные в момент следообразования материалы (пластилин, оконная замазка, воск, парафин, стеарин, сливочное масло и др.) могут представлять собой непрозрачную, прозрачную или полупрозрачную среду.
На непрозрачных материалах следы рук выявляют косонаправ-ленным светом. Выступающие элементы рельефа, являющиеся отображением бороздок, в этом случае ярко освещены, а углубления (папиллярные линии) остаются в тени. Такое соотношение яркостей передается на снимке через негативную и позитивную стадии фотопроцесса.
При съемке следов, имеющих дуговые и петлевые узоры, световой поток направляют перпендикулярно основному потоку папиллярных линий. Детали рельефа следов с более сложным узором выявляют двумя источниками, свет от которых направляют с взаимно-перпендикулярных сторон. Экспонирование фотоматериала производят при раздельном включении каждого из осветителей.
Рельеф объемных следов на полупрозрачных материалах, например стеарине, выявляют, как и в предыдущем случае, направляя свет под небольшими углами к поверхности объекта. Однако из-за рассеяния света в среде не удается воспроизвести все детали узора. Фотосъемку ведут на негативный фотоматериал, подбирая направление света, при котором передается максимальный объем информации. Иногда такие следы предварительно опыляют сухим графитным порошком. Соотношение тонов между выступами
и углублениями следа зависит от степени опыления. Легкое касание кисточкой выступающих элементов рельефа обеспечивает их окраску, а при более сильном нажиме частицы порошка оседают и в углублениях. В первом случае снимают на негативный материал с последующей фотопечатью, во втором — на фотобумагу через оборачивающую систему.
Рельеф папиллярного узора на прозрачных материалах, поверхности которых хорошо отражают свет, как у парафина, выявляют при освещении, образующем светлопольное изображение. Выбор фотоматериала для регистрации изображения зависит от тональности папиллярных линий. Если на матовом стекле визира они светлые, а фон темный, то съемку ведут на фотобумагу через оборачивающую систему. При противоположном соотношении тонов следы фотографируют на негативный материал.
Чтобы предохранить объемные следы рук на пластилине, сливочном масле и других термопластичных материалах от воздействия теплового излучения, применяют теплозащитные фильтры. Осветители включают только при подготовке объекта к съемке и при экспонировании. На предметах, покрытых льдом, следы фотографируют при температуре не выше 0° С. Чтобы избежать появления рефлексов, такие следы снимают при боковом дневном освещении.