Фотографирование объемных следов рук и следов на предметах с рельефными поверхностями

Правила фотосъемки следов рук на непрозрачных объектах применяемы и к следам, оставленным на предметах с рельефными поверхностями (картоне, неокрашенной древесине и т. п.). Светлые следы на темных поверхностях фотографируют на фотобумагу с оборачивающей камерой, а для съемки темных следов на светлых поверхностях используют негативные фотоматериалы. Особен­ность съемки заключается в подборе освещения, скрадывающего рельеф и исключающего появление теневых помех. Для следов на картоне и других аналогичных объектах необходимо бестеневое (кольцевое), вертикальное или лобовое освещение. Если рельеф имеет выраженную направленность, как, например, у граммофон­ной пластинки, неокрашенной доски, то световой поток может быть и лобовым, и боковым, но его ориентируют по направлению бороз­док пластинки, волокон древесины.

Пластичные в момент следообразования материалы (пласти­лин, оконная замазка, воск, парафин, стеарин, сливочное масло и др.) могут представлять собой непрозрачную, прозрачную или по­лупрозрачную среду.

На непрозрачных материалах следы рук выявляют косонаправ-ленным светом. Выступающие элементы рельефа, являющиеся отображением бороздок, в этом случае ярко освещены, а углубле­ния (папиллярные линии) остаются в тени. Такое соотношение яр­костей передается на снимке через негативную и позитивную ста­дии фотопроцесса.

При съемке следов, имеющих дуговые и петлевые узоры, свето­вой поток направляют перпендикулярно основному потоку папил­лярных линий. Детали рельефа следов с более сложным узором выявляют двумя источниками, свет от которых направляют с вза­имно-перпендикулярных сторон. Экспонирование фотоматериала производят при раздельном включении каждого из осветителей.

Рельеф объемных следов на полупрозрачных материалах, на­пример стеарине, выявляют, как и в предыдущем случае, направ­ляя свет под небольшими углами к поверхности объекта. Однако из-за рассеяния света в среде не удается воспроизвести все дета­ли узора. Фотосъемку ведут на негативный фотоматериал, подби­рая направление света, при котором передается максимальный объем информации. Иногда такие следы предварительно опыляют сухим графитным порошком. Соотношение тонов между выступами


и углублениями следа зависит от степени опыления. Легкое каса­ние кисточкой выступающих элементов рельефа обеспечивает их окраску, а при более сильном нажиме частицы порошка оседают и в углублениях. В первом случае снимают на негативный материал с последующей фотопечатью, во втором — на фотобумагу через оборачивающую систему.

Рельеф папиллярного узора на прозрачных материалах, по­верхности которых хорошо отражают свет, как у парафина, выяв­ляют при освещении, образующем светлопольное изображение. Выбор фотоматериала для регистрации изображения зависит от тональности папиллярных линий. Если на матовом стекле визира они светлые, а фон темный, то съемку ведут на фотобумагу через оборачивающую систему. При противоположном соотношении то­нов следы фотографируют на негативный материал.

Чтобы предохранить объемные следы рук на пластилине, сли­вочном масле и других термопластичных материалах от воздейст­вия теплового излучения, применяют теплозащитные фильтры. Ос­ветители включают только при подготовке объекта к съемке и при экспонировании. На предметах, покрытых льдом, следы фотогра­фируют при температуре не выше 0° С. Чтобы избежать появления рефлексов, такие следы снимают при боковом дневном освещении.