Судебная власть, правосудие, судопроизводство

(некоторые тезисы)

 

Появление термина «судебная власть» в российском юридическом лексиконе следует связывать с Конституцией Российской Федерации 1993 г., статья 10 которой закрепила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Судебная власть является одним из проявлений государственной власти в целом. Чтобы определить понятие судебной власти, необходимо вначале выяснить, что же понимается под властью вообще и государственной властью в частности.

По В. Далю, власть - это "право, сила, воля над чем-либо, свобода действия и распоряжения, начальствование, управление". В словаре С. Ожегова и Н. Шведовой власть определяется как "право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле"

Понятие государственной власти более узко и указывает нам на субъекта этой власти, обладающего властными полномочиями, - на государство в лице его органов и должностных лиц. В демократическом государстве власть принадлежит народу и осуществляется им непосредственно (в первую очередь путем выборов и референдума), а также опосредованно - через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).

Сам термин "судебная власть" указывает на то, что осуществляется она специально уполномоченным на то органом государственной власти - судом. Статья 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" устанавливают, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей, в том числе привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа, т.е. присяжных и арбитражных заседателей. Суд обладает только ему присущими возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому судебную власть справедливо определятькак возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

Статья 10 Конституции РФ установила принцип разделения властей: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Таким образом, судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной.

Принципразделения властей предполагает не только разделение властных полномочий между различными государственными органами, но иналичие системы сдержек и противовесов, не позволяющей одному из высших органов государственной власти эту власть узурпировать. Взаимное уравновешивание ветвей власти создает благоприятные условия для установления законности и правопорядка. Поэтому вполне объясним тот факт, что законы, например, принимает законодательный орган, а судей назначает президент страны. Таким образом, изданный закон как бы отделяется от законодателя и становится обязательным для всех, в том числе для законодательных органов, а судья, назначенный исполнительной властью, обретает самостоятельность и независимость от всех, включая орган, его назначивший. Суд выступает важнейшим элементом в механизме системы сдержек и противовесов, обладая возможностями разрешать споры о компетенции между различными государственными органами, признавать незаконными и не подлежащими применению акты, изданные органами исполнительной и законодательной власти. При этом судебная власть является той реальной опорой, которая обеспечивает прочность всей конструкции государственности страны, разрешая все конфликтные ситуации, споры о праве, устраняя юридические неопределенности.

Сущностью судебной власти, так же как и государственной власти вообще, является возможность принудительного регулятивного воздействия на поведение различных субъектов (физических и юридических лиц, органов государственной власти и их должностных лиц). Такое воздействие судебная власть, в отличие от других ветвей власти, оказывает не иначе, как путем принятия обязательных к исполнению судебных решений, которые выносятся в рамках определенной законом гласной состязательной процедуры, призванной обеспечить высокий уровень правовых гарантий участникам судопроизводства. Таким образом, судебная власть осуществляется не в произвольной, а в строго регламентированной законом процессуальной форме - посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции, ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ"). Здесь необходимо отметить, что в этих нормах не указано арбитражное судопроизводство, которое в данных случаях считается особой формой гражданского судопроизводства, так как арбитражный суд рассматривает, в первую очередь, дела, вытекающие из гражданско-правовых отношений. Тем не менее, это не означает, что законодатель признает за арбитражным процессом подчиненную роль по отношению к гражданскому судопроизводству. Судопроизводство в арбитражных судах регулирует специальный кодифицированный нормативный акт - Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Главной особенностью арбитражного процесса является то, что арбитражным судам подведомственны споры экономического характера, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ"судебную власть в России осуществляют суды общей юрисдикции (в том числе специализированные), арбитражные суды (в том числе специализированные), Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Соответственно, арбитражное судопроизводство осуществляется арбитражными судами, конституционное - Конституционным Судом России и конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

Глава 7 Конституции РФ, именуемая "Судебная власть", посвящена прежде всего принципам правосудия, т.е. его основополагающим началам, важнейшим правилам осуществления. В ней закреплены, в частности, такие принципы, как осуществление правосудия только судом, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, гласность судебного разбирательства, осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Принципы правосудия закреплены и в Федеральном конституционном законе "О судебной системе РФ". Помимо указанных в главе 7 Конституции РФ принципов, в нем содержатся нормы, посвященные таким принципам, как самостоятельность судов, обязательность судебных постановлений, равенство всех перед законом и судом, принцип государственного языка судопроизводства и др. Такое подробное конституционно-правовое регулирование принципов организации и деятельности не свойственно каким-либо другим органам государственной власти, что говорит о высочайшей ценности суда для гражданского общества, его значении для построения в нашей стране правового государства.

Именно судебная власть является главным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав. Поэтому укрепление судебной власти и совершенствование судопроизводства - основные вехи на пути построения в нашей стране правового государства.

Судебная власть в Российской Федерации характеризуется следующими признаками:

1) эта власть самостоятельна, обособлена и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;

2) Исключительность. Эта власть осуществляется только судами, входящими в судебную систему РФ;

3) Деятельность суда носит правоприменительный характер: суд не издает законы и иные нормативные акты, применяя их к конкретным фактам и обстоятельствам;

4) Подзаконность. Суды при разрешении различных вопросов и дел руководствуются только законом;

5) Судебная власть реализуется различными правовыми способами - посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства;

4) Властный характер решений суда, которые обеспечиваются принудительной силой государства.

Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, осуществляемую только судом посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства на основе принципов организации и деятельности, установленных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ".

Ошибкой является сведение судебной власти к суду как к учреждению, государственному органу. Как подчеркивают К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалев, авторы учебника «Правоохранительные оргаены» МГУ им. Ломоносова, является свидетельством низкого уровня правовой культуры встречающаяся склонность называть судебной властью должностных лиц, работающих в судах. Властью надлежит считать не орган или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать. По существу, это полномочие, функция, но не ее исполнитель.

Суды, наделенные судебной властью, имеют многогранные полномочия, которые связаны с реализацией способности и возможности суда воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

В литературе понятие «судебная власть» нередко отождествляют с понятием «правосудие». Однако, несмотря на то, что судебная власть и правосудие являются родственными понятиями, близкими по содержанию, они не тождественны. Правосудие - это деятельность судов по рассмотрению и разрешению судебных дел. Судебная власть – это право судебных органов, которым они наделены по закону, возможность осуществлять широкие юрисдикционные полномочия, это правовой статус судов, их место и положение как особых органов государственной власти, а также само осуществление властных судейских полномочий.

Правосудие является одним из проявлений судебной власти, но не единственным.

В учебной и научной литературе вопрос о формах осуществления судебной власти является дискуссионным. Авторы большинства учебников и учебных пособий выделяют несколько возможных форм ее осуществления, в частности такие, как:

- правосудие;

- конституционный контроль;

- судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- обеспечение исполнения судебных решений;

- разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судебного сообщества. При этом основной формой осуществления судебной власти признается правосудие, поскольку с помощью его осуществляется основная задача судебной власти - разрешение споров о праве.

Сразу же оговоримся, что такие специфические полномочия судов, как разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики и участие в формировании судейского корпуса, содействие органам судейского сообщества, как представляется, нацелены на управление организацией и деятельностью судов внутри самой судебной системы (обеспечение единообразия судебной практики, кадровое обеспечение, содействие советам и квалификационным коллегиям судей) и потому не могут являться выражением судебной власти вовне,сущность которой заключается в возможности суда определять права и обязанности различных субъектов права путем принятия обязательных к исполнению решений.

Ряд авторов полагает, что судебная власть, являясь по своей сути содержанием деятельности судебных органов, реализуется посредством своей единственно возможной формы - осуществления правосудия, признакам которого отвечает деятельность суда, поэтому и судебный контроль, и обеспечение исполнения судебных решений они рассматривают как составную часть правосудия, при этом они подчеркивают, что в этих случаях суд действует не иначе, как в процессуальной форме и в соответствии с демократическими принципами правосудия, закрепленными Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ"[1].

К полномочиям судебной власти следует относить:

- правосудие;

- конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ и конституционными судами субъектов РФ;

- судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, в том числе судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений.

Таким образом, правосудиене является единственным полномочием судебной власти. Его не следует отождествлять с другими полномочиями судебной власти, реализация которых тесно связана с правосудием и содействует его надлежащему осуществлению.

В соответствии с правовой позициейКонституционного Суда РФ, имеющей обязательную силу в соответствии со ст. 6 Закона о Конституционном Суде РФ, под осуществлением правосудия следует пониматьтолько разрешение дела по существу. В одном из своих решений Суд обращает внимание, что «отправление правосудия является особым видом осуществления государственной власти»,«под осуществлением правосудия понимается не все судопроизводство, а лишь та его часть, которая заключается в принятии актов судебной власти по разрешению по подведомственных суду дел, т.е.е судебных актов, разрешающих дело по существу.Судебный процесс завершается принятием именно таких актов, в которых находит выражение воля государства разрешить дело, отнесенное к ведению суда», «В актах,разрешающих дело по существу, суд определяет действительное материально-правовое положение сторон, т.е. применяет норму права к тому или иному конкретному случаю в споре о праве. Именно разрешая дело (ст. 126-128 Конституции) и принимая решение в соответствии с законом (ст. 120 Конституции),суд осуществляет правосудие в собственном смысле слова».При этом, как подчеркнул Конституционный Суд, «Судебные акты, которые хотя и принимаются в гражданском судопроизводстве,по которым дела не разрешаются по существу и материально-правовое положение сторон не определяется,не охватываются понятием«осуществление правосудия»; в других актах решаются «процессуально-правовые вопросы, возникающие в течение процесса – от принятия заявления и до исполнения судебного решения, в т.ч. при окончании дела (прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения»[2].

Что касается судебного контроля,то Суд не считает его элементом или составной частью правосудия, а придает ему самостоятельное значение[3].

Правосудие в собственном смысле слова следует отличать от системы правосудия. Часто в официальных документах правосудие понимается как система, которая предполагает весь комплекс находящихся во взаимной связи и единстве правовых средств, действий, форм и других элементов, без которых возможность отправления правосудия именно в собственном смысле исключается. Например, в ряде международно-правовых актах (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17.12.79 г. и др.), органы предварительного расследования, суда и прокуратуры, адвокатура и их процессуальная деятельность включаются в систему уголовного правосудия. Содержащиеся в ст. 18 и 52 Конституции РФ понятия «обеспечиваются правосудием», «доступ к правосудию», «Преступления против правосудия» в главе 31 УК РФ подразумевают правосудие не в собственном смысле слова, а его систему. Отсюда, как следует из вышесказанного, уголовное преследование, начиная с возбуждения уголовного дела и все последующее судопроизводство, включая и судебный контроль, входят в механизм осуществления уголовного правосудия.

Закон о судах общей юрисдикции, провозглашая осуществление правосудия судами общей юрисдикции (ст. 4), устанавливает, что суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Здесь речь идет не о правосудии в собственном смысле слова, а о полномочиях судебной власти, реализуемых судами общей юрисдикции, которые тесно связаны с правосудием и содействует его надлежащему осуществлению.

 

Под правосудием следует понимать деятельность суда в судебном заседании по рассмотрению и разрешению судебных дел в установленном законом процессуальном порядке.

 

Признаки правосудия:

1. Правосудие - это правоприменительная деятельность, в ходе осуществления которой дело разрешается по существу и выносится окончательное решение, которое определяет права и обязанности участников процесса и других лиц.

2. Эта деятельность осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителей народа.

3. Правосудие осуществляется не иначе как в процессуальной форме, т.е. в рнию правосудия представителей народа.

3. Правосудие осуществляется не иначе как в процессуальной форме, т.е. в рамках определенной строго формализованной процедуры, подробно регламентированной процессуальным законом.

4. Правосудие осуществляется на основе определенных принципов, установленных нормами международного и внутреннего права. Эти принципы определяют построение правосудия и судопроизводства в целом.

5. Правосудие призвано осуществлять справедливое разрешение споров о праве, т.е. гражданских, уголовных и административных дел.

 

В нормативных актах и литературе часто употребляется термин "судопроизводство", который является более широким по объему и включает в себя, помимо правосудия, деятельность других государственных органов, должностных лиц и других физических и юридических лиц, действующих в рамках общественных отношений, регулируемых процессуальным законом, причем не только в рамках судебного разбирательства, но и на других стадиях процесса. Например, уголовное судопроизводство представляет собой деятельность не только суда, но и прокурора, следователя, дознавателя и других участников уголовного процесса, которые обладают определенными правами и обязанностями, т.е. являются субъектами процессуальных правоотношений. Тем не менее в любом виде судопроизводства центральное место занимает вполне определенный круг участников процесса, от которых зависит возбуждение, движение и разрешение дела. Это суд, разрешающий дело по существу, и стороны, отстаивающие в процессе противоположные интересы.

 

Под судопроизводством обычно понимают деятельность судов по рассмотрению и разрешению судебных дел, а также действия других субъектов, которые реализуют свои права и обязанности вступая в процессуальные отношения с судом, а по уголовным делам и деятельность органов дознания и предварительного следствия.

Судопроизводство – понятие более широкое, чем правосудие.


[1] А.В. Смирнов и К.Б. Калиновский, Н.Н. Ковтун, А.В. Азаров и Таричко И.Ю., Н.Г. Муратова.

[2] Постановление Конституционного Суда РФ от № 1-П от 25.01.2001 г.

[3] Постановление Конституционного Суда РФ № 13-П от 29.06.2004 г.