Г л а в а 17 ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Врачебно-педагогические наблюдения представляют собой исследования, проводимые совместно врачом и тренером (или преподавателем физического воспитания) непосредственно в местах тренировок (или занятий физической культурой) и соревнований, с целью оценки воздействия на организм занимающихся физических нагрузок, применяемых в учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
Необходимость таких исследований связана с тем, что явления неполного восстановления после тренировок, развитие переутомления далеко не всегда сказываются сразу на самочувствии и работоспособности спортсмена. Это не позволяет тренеру и преподавателю при необходимости вовремя внести в тренировочный процесс соответствующие коррективы, в связи с чем дальнейшая тренировка не только не дает желаемого результата, но в ряде случаев ведет к возникновению предпатологических состояний или к заболеванию спортсмена.
Врачебно-педагогические наблюдения, которые осуществляют спортивные врачи совместно с тренерами и преподавателями, проводимые с использованием объективных методов исследования, помогают в оценке воздействия тренировочных нагрузок, в индивидуализации тренировочного процесса и улучшении его планирования.
Как уже говорилось выше, очень важно, чтобы тренеры и преподаватели владели простыми медицинскими методами исследования и могли их использовать в своей работе как для оценки воздействия нагрузок, так и для решения других вопросов, связанных с правильной организацией тренировочного процесса и занятий физической культурой.