ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Понятие политического процесса и режим его существования. – Политический менеджмент и политтехнологии. – Типы политических процессов. – Политический конфликт и пути его разрешения. – Политическая модернизация.
Политический процесс - одно из основных понятий политологии, отражающее динамизм политической сферы. Это объемное понятие, в рамках которого рассматриваются политическое участие, политическое поведение, в том числе электоральное поведение избирателя, политические решения, политическое управление, политические конфликты, политическая борьба, политическое развитие, политическая модернизация и другие явления. Через понятие политического процесса осознаются политические стабильность и нестабильность, политический кризис, реформа и революция.
Политология выделяет три различных режима существования политического процесса. Первый - это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. В этом случае политический процесс отражает способность структур и механизмов власти лишь к простому воспроизводству рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, гражданином и государством. Традиции и преемственность в развитии политических связей обладают здесь неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями и подвижками в осуществлении функций основными политическими субъектами.
Второй режим протекания политического процесса - это режим развития. Здесь структуры и механизмы власти выводят политику государства на новый уровень движения, позволяющий адекватно ответить на вызовы времени. Такой ритм политических изменений означает, что правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре и меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене.
Третьей разновидностью режима существования политического процесса является режим упадка, распада политической целостности. В данном случае направленность динамики политического процесса имеет негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. В результате принимаемые режимом решения утрачивают управленческую способность, а сам режим - свою легитимность. Классическим примером такого по характеру политического процесса является судьба по сути всех бывших социалистических стран в европейском и азиатском регионах, где правящие круги так и не смогли отыскать адекватные меры, чтобы отреагировать на социально-экономические и духовные запросы времени.
Все три режима существования политического процесса характеризуют постоянное взаимодействие многообразных групп и принадлежащих к ним граждан, использующих различные каналы и институты политической власти для удовлетворения своих значимых потребностей. Непрерывное вступление в политику и выключение из нее тех или иных социальных групп, прямые и косвенные способы давления на власть, непрерывные инокультурные контакты граждан, заимствующих друг у друга различные подходы и оценки политических явлений, или, коротко говоря, все факты, характеризующие динамизм и изменчивость статусов и ролей субъектов, придают политическому процессу внутренне противоречивый характер.
Исходя из вышеуказанного политический процесс можно определить как совокупность институализированных и неинституализированных действий субъектов политики, осуществляющих формирование и реализацию межгрупповой властью воли общества.
Такое понимание политического процесса позволяет выделить его наиболее значимые фазы, или этапы, осуществления. Прежде всего, можно говорить об этапе представления политических интересов групп институтам, принимающим управленческие решения.
Накопление критической массы политических заявок включает в действие организационные структуры как массового (электорального) характера, так и специализированного назначения (партии, группы интересов и проч.). Понятно, что в плюралистических и монопартийных системах как набор организационных средств, так и общий климат трансляции политических интересов до высших эшелонов власти имеют различный характер.
Второй фазой политического процесса выступает этап принятия решений и формулирования политической воли. Его содержание будет зависеть:
- от уровня централизации (децентрализации) власти, соотношения прав и прерогатив центральных и местных органов государственной системы;
- от взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений;
- от степени разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной властей, а также от других элементов технологии власти.
Сильное влияние на особенности политического процесса оказывают и взаимосвязи внутри правящего слоя: отношения между правящей и оппозиционной элитами, связи политического руководства и технического аппарата управления, показывающие, кто на самом деле принимает принципиальные решения, отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты (военной, административной, аграрной, хозяйственной и др.), уровень коррумпированности элитарных группировок и др.
В конкретных государствах содержание политического процесса зависит не столько от выбранной модели принятия решений, сколько от ее реального использования в управлении обществом. Поэтому специфика политических процессов в данном случае будет зависеть от многого:
- различает ли руководство страны политические цели всей общественной системы и ее отдельных звеньев;
- осуществляется ли при принятии решений предварительный анализ ситуации группами экспертов или же лидеры ориентируются на собственные знания, опыт и интуицию;
- определяется ли заблаговременно правящими кругами тот круг проблем, который может потребовать политического регулирования;
- ведется ли проработка альтернативных вариантов и сценариев развития событий;
- насколько рационально оцениваются возможные выгоды и затраты от реализации каждого варианта принятых решений;
- насколько интенсивно идет сбор данных о реализации целей, отслеживаются ли промежуточные результаты, оперативно ли вносятся коррективы и решения, выявившие расхождение целей и средств их достижения; оцениваются ли, и если оцениваются, то как, стимулы, предлагаемые для массового поведения;
- прорабатывается ли процесс реализации программ по стадиям, имеются ли планы на случай неудачных действий правительства, способные помочь ему сохранить свое лицо и не вызвать дестабилизации власти, и т.д.
Третьей фазой и структурным элементом политического процесса является этап реализации политической воли, выраженной в форме управленческих решений. Здесь на содержании политического процесса прежде всего сказывается умение властей добиться адекватной реализации принятых решений и сформулированных целей, подчинить им массовое поведение граждан. При этом правящие структуры должны обеспечить вертикальную интеграцию политической жизни общества.
Таким образом, на данном этапе политического процесса главным вопросом является выбор адекватных принятым решениям средств и методов политического регулирования (прежде всего: насильственных - ненасильственных, идеологизированных - неидеологизированных). В этом смысле правящие круги могут ориентироваться на рациональную и популистскую политические линии, проводить открытую политику, обращенную к сознанию каждого гражданина, или же делать упор на правление элитарных группировок, не заинтересованных в вовлечении людей в политическую жизнь.
Одним из универсальных требований к осуществлению властной воли на данном этапе политического процесса является применение правящей элитой мер, позволяющих ограничить возможности политического оппонирования конкурентов и блокирования ими принятых на верху решений на всех этажах политической системы.
На всех трех этапах (фазах) политического процесса широко используются (но не всегда) различные политические технологии, представляющие собой содержательно-инструментальное наполнение политического менеджмента.
Политический менеджмент - это набор стратегий, методов, средств, применяемых для практического влияния определенного субъекта политики (партии, общественного объединения, политического лоббиста) на политический процесс. Если политическое управление связывают с государством, то политический менеджмент - также и с управляющими воздействиями отдельных субъектов на избирательный, законодательный, парламентский процессы.
Политический менеджмент на Западе получил институционализацию в системе правил, часть которых закрепляется в нормах права, а также в корпоративных кодексах политтехнологов, в методиках, технологиях. Постепенно политический менеджмент получил распространение и в России. Возникают своеобразные «аппараты» («команды») политического менеджмента, в которые входят как действующие легитимные политики, так и эксперты, политтехнологи, консультанты и другие специалисты и активисты.
Политические технологии составляют инструментарий прикладной политологии. Технология - система способов и путей последовательного достижения желаемого результата. Политические технологии - содержательно-инструментальное наполнение политического менеджмента. Они формируют образ политического результата, выявляют систему методов и средств его достижения. Цель технологии – внедрить в политическую жизнь определенную модель решения политической проблемы.
Формирование политических технологий включает в себя:
а) анализ политической системы и процесса;
б) выделение определенных организационных, антропологических, психологических принципов или закономерностей;
в) моделирование форм институтов, через которые возможно влияние;
г) выработку приемов воздействия с опорой на выработанные принципы и сформированные институты.
К числу приемов воздействия можно отнести общее социальное давление на электорат, материальное принуждение со стороны властей, пропаганду (принуждение с помощью убеждения), физическое принуждение личным действием, экономическое принуждение и т.д.
Политтехнологии зачастую эксплуатируют те стороны сознания, ментальности, которые, хотя и уводят в сторону от действительных решений, но необходимы какому-то субъекту для достижения эгоистических целей. В частности, в качестве набора технологий выступает популизм - демагогические действия политиков, стремящихся использовать в своих интересах склонность масс к простым объяснениям сложных проблем. Массы верят обещаниям, которые заведомо невозможно выполнить. Но эти обещания подпитывают иллюзии, стимулируют нетерпение и помогают консолидировать недовольство против властей или политических противников.
Наиболее распространенными приемами в политических технологиях выступают манипуляция, блеф, использование мифов, логические подмены понятий. Манипуляция в политике - это система психологического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений для достижения определенных результатов.
Цель манипуляции - внедрение установки, стереотипа, которые увеличивают удельный вес иллюзий. Манипуляция может эксплуатировать предрассудки религиозного, политического и экономического планов, создавая «удобные» политические образы и оценки.
Политическое манипулирование использует приемы скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.
Другой технологией является блеф (обман, запугивание) – это понятие выражает устремление различных политических сил (группировок, партий, союзов) демонстрировать большее влияние, чем они имеют на самом деле. В отличие от обмана или провокации блеф характеризуется довольно высокой степенью убежденности в собственной правоте, «открытостью» желаемого результата.
Современный политический миф отвечает извечным чаяниям человека, но в то же время он актуален и конкретен, характерен для самого времени (миф о великом вежде, мудрой политике, ожидании перемен). Миф широко культивируется в политике, иногда настойчиво прививается и эксплуатируется как сильный аргумент легитимации власти и политики. Миф, становясь достоянием коллективного сознания, формирует мироощущение, психологические и идеологические установки, обладающие стойкостью предрассудка, устанавливает вымышленные причинные связи между реальными объектами, порождает ложные объекты («героические» образы заурядных политических лиц), легенды о славном прошлом, соединяет действительность с вымыслом. Миф заменяет реальное знание и потому культивируется далеко не любой политикой.
Политология, разрабатывая теоретические вопросы политического процесса, стремится классифицировать их на основе тех или иных признаков. Так, в зависимости от широты охвата разных слоев населения можно различать массовые и локальные процессы. В зависимости от количества и политического веса субъектов выделяют: 1) макромасштабный; 2) микромасштабный;3) среднемасштабный процессы.
Политические процессы разделяются также на явные, протекающие открыто, и латентные, проходящие в относительно скрытой (латентной) форме.
Открытый политический процесс характеризуется прежде всего тем, что политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, а также в других формах публичных притязаний людей к государственной власти.
Теневой политический процесс может выступать как в альтернативной официальной политике форме (например, в форме паразитирования мафиозных структур на государственных институтах власти, как это имеет место в странах с высоким уровнем коррумпированности правящих слоев), так и в неальтернативной, когда высшая власть определенных институтов официально не афишируется, но признается. Такая ситуация довольно типична, когда государство передает высшие властные функции своим отдельным структурным звеньям (например, органам политического сыска, тайной полиции, репрессивным структурам и т.д.), тем или иным партийным формированиям. В то же время теневым может быть и реальный политический процесс, которому препятствуют в его легализации, и потому он приобретает неуправляемый и непроявляемый характер.
Еще одним критерием дифференциации внутриполитических процессов является характер преобразования власти, что дает основание говорить о революционных и эволюционных политических процессах. Первую из этих разновидностей отличает относительно быстрое качественное изменение власти, господствующих способов принятия решений, каналов и механизмов политического участия.
В эволюционном политическом процессе изменение его внутренних параметров происходит путем постепенного разрешения накапливаемых противоречий и рационализации конфликтов. Такой характер политического развития и функционирования опирается на определенное разведение функций и ролей различных политических субъектов, на устойчивость сформированных механизмов принятия решений. Тенденциям революционизации препятствует совместная деятельность элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов.
Революционный политический процесс может предполагать использование как мирных, так и насильственных средств (обычно используемых для захвата власти и низвержения предыдущего режима). Но в любом случае подобного рода преобразования осуществляются за сравнительно короткое историческое время, а чаще всего обладают обвальным быстротечным характером. В такие периоды, как правило, электоральные предпочтения уступают место стихийным, произвольным формам массовых политических движений, которые, воздействуя на верхние этажи власти, нередко обходят закон и имеющиеся структуры и органы власти.
В этот период широкое распространение получают девиантные формы политического поведения. На всех этажах власти наблюдается возрастание дефицита времени для принятия управленческих решений, падает роль консультативных и экспертных органов и возрастает ответственность политических лидеров. Типичным является и нарастание конфликтности в межгрупповых взаимоотношениях традиционной и новой элит.
И эволюционный и особенно революционный политические процессы фактически нацелены на модернизацию, цель которой - сделать политический процесс длительно устойчивым и функциональным. Зачастую это происходит через политический конфликт. Он придает динамизм политическим отношениям и способствует обновлению, модернизации политического процесса.
Конфликт(от лат. сonflict - «столкновение») - противодействие двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их противоположных интересов. В качестве субъектов политического конфликта выступают индивиды, малые и большие группы, формально организованные в политические, экономические структуры и т.п. объединения, а также возникшие на неформальной основе, в виде политизированных социальных движений, экономических и политических групп давления, криминальных групп, осознающих и преследующих определенные цели.
Исходя из разных оснований, различают разные типы конфликтов. По проявленности - открытые и латентные конфликты, по скорости - скоротечные и долговременные, биполярные (двусторонние) и мультиполярные(многосторонние) - в зависимости от числа противостоящих участников конфликта.
В зависимости от уровня антагонизма между конфликтующими сторонами выделяют радикальные конфликты, если общий интерес отсутствует или не проявлен, и частичные конфликты, когда, несмотря на столкновение, стороны имеют какой-либо общий интерес и проявили его.
В зависимости от однородности и стабильности общества различают три основных типа политических конфликтов. Конфликты интересов преобладают в экономически развитых, стабильных государствах. Они наиболее легко поддаются урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем. Они требуют значительных усилий для урегулирования, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость», труднодостижим. Конфликты идентификации преобладают в обществах, где субъект отождествляет себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом.
Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные и оппозиционные. Субъекты первых - политические институты, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции.
Сторонами оппозиционных внутриполитических конфликтов выступают:
а) властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты и лидеры;
б) организации, представляющие подвластные массы и политически активные группы, выступающие против существующих порядков. Предмет конфликта здесь - система государственной власти, существующий режим. Конечный итог его конфликта - смена политического режима или системы. Такие конфликты называют радикальными. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство политических институтов и значительные массы населения. В частичных конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные в разрешении (или усугублении) конкретных проблем реформирования политических отношений и институтов.
При определенных обстоятельствах политические конфликты могут обостряться до предела, а субъекты конфликта идут по пути его радикализации. В результате может возникнуть такое состояние между субъектами обострившегося политического процесса, которое определяется как политический кризис. Все политические кризисы являются так или иначе следствием процесса ассоциации и диссоциации социальных и политических сил. Объединение политических организаций, усиление одних союзов и ослабление других на фоне сложных процессов политической жизни создают ситуации кризисов. Он проявляется состоянием резкого усиления напряженности, вызывающей сбои в функционировании политической системы общества, обнаруживающей неспособность политического режима действовать прежними методами. Происходят углубление и обострение социальных конфликтов, переход их в состояние политических.
К внутриполитическим кризисам прежде всего относится правительственный кризис, возникающий в силу потери функциональности этого коллегиального органа, заметного ослабления авторитета правительства. Наиболее частые причины правительственного кризиса - это раскол среди членов правительства в отношении решения наиболее важных вопросов. В таких случаях перестают нормально функционировать министерства и другие исполнительные органы. Причиной становится также та ситуация, при которой правительство в странах с парламентским правлением теряет опору в представительном законодательном органе (парламенте). Парламент может отказать ему в поддержке (вотум недоверия) и инициировать таким образом отставку правительства. Еще одна причина - коррупция членов правительства, вызывающая недовольство в обществе, в парламенте, в политических партиях.
Не менее часто политический конфликт может перерастать в парламентский кризис, когда законодательный орган теряет доверие народа и в результате акций гражданского повиновения распускается. Парламентский кризис может разразиться и как следствие политического конфликта правящей коалиции. Более сложным и болезненным является конституционный кризис. Он обычно связан с фактической невозможностью применения норм конституции (основного закона) государства. Это происходит в силу сопротивления политических сил, несоответствия положений конституции реальным общественным отношениям. Прежняя конституция утрачивает легитимность, и требуется ее качественный пересмотр. Такие кризисы происходят довольно редко и влекут за собой нередко смену формы правления, государственного устройства, политического режима.
Таким образом, политический процесс, развиваясь по неблагоприятному сценарию, может порождать конфликты, нередко перерастающие в политические кризисы. Но в ходе политического процесса происходит и поиск способов разрешения политических конфликтов. Поскольку конфликт - это еще и метод обновления, модернизации политического процесса, то важнейшие его субъекты, и прежде всего государственные институты власти, стремятся к регулированию протекания конфликта.
Под конфликтным контролем следует понимать разработку и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и насильственности пространственных и временных границ конфликта. Нередко бывает необходимо ограничить распространение конфликта в политическом пространстве во избежание эксцессов, излишней жесткости, жертв. Рекомендуется по возможности избегать подавления конфликтов как неэффективного метода. В той мере, в какой социальные конфликты пытаются подавить, возрастает их потенциальная злокачественность, которая может приводить к революциям. Регулирование конфликтов - это одно из решающих средств уменьшения насильственности почти всех видов конфликта. Теоретически и эмпирически так же разработаны некоторые всеобщие формы и способы регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе выделяют компромисс и консенсус.
Компромисс определяется как соглашение противоборствующих сторон на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами. Вторые достигаются по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.
Консенсус - это согласие значительного большинства членов любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.
Основная проблема при поиске взаимоприемлемых вариантов решения заключается в том, что конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Несмотря на указанные ограничения, именно сторонниками методов перевода конфликта в рациональное русло разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг. Общий алгоритм выхода из конфликтной ситуации включает в себя ряд последовательных действий:
- анализ конфликтной ситуации; выявление личностных особенностей участников конфликта;
- сбор разнообразной информации о конфликте;
- выбор стратегии управления конфликтной ситуацией;
- собеседование с участниками конфликта;
- конкретные шаги по устранению причин конфликта;
- создание общественного мнения, направленного на разрешение конфликта;
- использование по необходимости правовых или административных мер для устранения причин конфликта.
Разрешение конфликта означает достижение соглашения по спорному вопросу. Такое соглашение может быть заключено в результате совпадения мнений всех сторон, в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы, под давлением одной из сторон конфликта, если застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.
Регулируемые конфликты, а нередко и доведенные до политического кризиса, не должны восприниматься как абсолютное зло. На самом деле они часть так называемой политической модернизации, усиленной рациональными решениями политтехнологов.
Политическая модернизация - это возрастание способности политической системы постоянно и успешно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих не только контроль над ресурсами, но и каналы для эффективного диалога между правительством и населением. Таким образом, удовлетворение социальных требований, централизованное государство и политическое участие - основные характеристики формулировки модернизации в политической сфере.
Детализация этого определения позволяет выделить следующие характеристики политической модернизации:
- наличие конкурирующих политических организаций, распространяющих политическое влияние на различные функциональные сферы;
- мобилизация социальной периферии и рост уровня участия в политике посредством предоставления избирательных прав, деятельности оппозиционных партий, наличия свободной прессы и добровольных ассоциаций;
- возникновение и быстрое увеличение рациональной политической бюрократии;
- возросшая централизация правительственных функций, беспристрастная законодательная система, правовая технология решения конфликтов;
- формирование способности политической системы аккумулировать претензии и требования различных социальных групп и создавать политические институты для регулирования протекающих общественных процессов.
Выбор путей модернизации предлагался, с одной стороны, либералами, с другой - консерваторами. Если консерваторы акцентируют внимание на обеспечении политического порядка с помощью централизованных институтов (структурная дифференциация политической системы), то либералы - на наличии возможностей для населения постоянно влиять на тех, кто имеет власть. Зачастую приходится сталкиваться с такими противоречиями модернизации, как националистическая политика, приводящая к изоляции, экономизм (технократизм), игнорирующий социальные нужды, популизм, отдающий предпочтение социальным проблемам в ущерб экономической эффективности, неспособность или нежелание политической власти распространить инициативу модернизации с элитарного уровня на массовый, механическое восприятие современных западных ценностей и норм при фактическом доминировании традиционной политической культуры.
Для России, пережившей не одну политическую модернизацию, возможен поиск своего пути в сочетании этих двух направлений. Эффективность этого варианта политической модернизации доказана успешным опытом Тайваня, Южной Кореи, Малайзии, Вьетнама и других государств.
_________________________________
Вопросы самоконтроля знаний по теме:
1. Охарактеризуйте основные режимы существования политического процесса.
2. Что такое политический менеджмент? Что такое политические технологии?
3. Приведите примеры политтехнологий относительно политических процессов.
4. Назовите основные виды политического процесса.
5. Каковы основные пути разрешения политических конфликтов? Раскройте их содержание.
6. Что такое политический кризис и в чем он может проявляться?