Учение о второстепенных членах предложения в традиционном и современном синтаксисе

Второстепенными называются члены предложения, находящиеся в подчинительной связи с главными членами или между собой и служащие для пояснения, уточнения, дополнения значений господствующих слов.

Вопрос о второстепенных членах предложения решался и решается по-разному в русской грамматической науке. Одни исследователи отрицали правомерность включения теории второстепенных членов в область грамматики, отмечая преобладание в этой теории логико-смысловых понятий над грамматическими и указывая, что для выяснения отношений между членами предложения можно ограничиться установлением характера синтаксической связи между словами в предложении (согласование, управление, примыкание). Другие ученые включали теорию второстепенных членов в грамматику, но классификацию их строили на разных основаниях. Второстепенные члены выделялись или по значению, или по типу синтаксической связи с другими словами. Так образовались два направления в учении о второстепенных членах предложения: логическое (классификация по значению) и формально-грамматическое (классификация по типу синтаксической связи).

Начало логическому направлению в учении о второстепенных членах предложения положено в трудах А.Х. Востокова и Н.И. Греча. У них и появляются термины – «дополнение» и «определение». Члены предложения, которые в современной грамматике определяются как обстоятельства, включались ими в разряд определений. Ф.И. Буслаев вводит понятие обстоятельства и говорит о двух принципах классификации второстепенных членов предложения: по типу подчинения и по значению [10, с. 167]. А.А. Потебня дал резкую критику учения Ф.И. Буслаева о второстепенных членах предложения и наметил формальную классификацию – только по виду подчинения, но от терминов «дополнение», «определение» и «обстоятельство» не отказался. Д.Н. Овсянико-Куликовский пытается примирить логическую классификацию с формальной и вводит дополнительно такие понятия: фиктивное определение (дом сестры) и фиктивное обстоятельство (гулял в лесу).

А.М. Пешковский в двух первых изданиях своего труда «Русский синтаксис в научном освещении» сохраняет термины «дополнение», «определение» и «обстоятельство», но вкладывает в них формальное содержание: определение – это согласуемое прилагательное, причастие, местоимение; дополнение – это управляемое существительное; обстоятельство – это примыкающее наречие, деепричастие или примыкающий инфинитив. В последних изданиях своего труда А.М. Пешковский отказывается от терминов «дополнение», «определение» «обстоятельство» и говорит о членах предложения управляемых, согласуемых и примыкающих.

В 1930-е годы академик Л. Щерба назвал формальный подход «простецким», и с этого времени в школе стала учитываться логическая классификация второстепенных членов предложения. Однако и в этой классификации было много спорных и неоднозначных моментов. Ученые заметили, что к одному и тому же слову в предложении можно задать все три вопроса второстепенных членов предложения. Например: Яблоки в корзине – яблоки какие? или в чем? или где?

В середине 1950-х годов на страницах журнала «Русский язык в школе» развернулась дискуссия по поводу определения и дифференциации второстепенных членов предложения. Среди других предложений высказывались мнения вообще не разграничивать второстепенные члены предложения. Такой подход стал применяться в начальной школе. Дискуссия дала много полезных рекомендаций, в том числе вывод о необходимости при определении второстепенных членов предложения учитывать лексико-грамматические свойства и самого второстепенного члена, и слова, к которому он относится. Такой подход позволял или более точно определить вид второстепенного члена предложения, или сделать вывод о его синкретизме, т.е. о совмещении в одном и том же слове двух, реже трех, значений второстепенных членов предложения. В случае «Яблоки в корзине» следует отдать предпочтение вопросу какие?, так как, во-первых, зависимый второстепенный член относится к слову, выраженному существительным с предметным значением, во-вторых, это определение, которое указывает на определенный признак по месту нахождения предмета. Вопросы где?, в чем? относятся к глаголу, который здесь пропущен. Данное явление нашло отражение в современном школьном учебнике С.Г. Бархударова: в разделе «Определение» приводится примечание о том, что несогласованное определение может иметь дополнительные значения обстоятельства и дополнения: Настя любила шоссе над морем (шоссе – какое?, где?).

Во всех случаях в качестве примеров приводятся формы косвенных падежей. Из морфологии известно, что большинство падежей существительного в русском языке являются многозначными. Кроме того, приведенные примеры в известной степени выявляют связь между членами предложения и частями речи. А.М. Пешковский писал: «Члены предложения – это пришедшие в движение части речи». А. Аванесов выразил эту же мысль несколько иначе: «Части речи – это застывшие члены предложения». Такая тесная связь частей речи и членов предложения обусловила выделение среди второстепенных членов предложения морфологизированных и неморфологизированных второстепенных членов предложения. Члены предложения, выраженные частями речи в соответствующей им синтаксической функции, называются морфологизированными. Например: Жил далеко, в провинции (жил где? – далеко). Члены предложения, выраженные частями речи в несоответствующей им синтаксической функции, называются неморфологизированными. Например: Подошел друг детства(друг какой? – детства). Трудности в определении второстепенных членов возникают не только при неморфологизированном способе их выражения, но и при наличии двойной связи одного слова с другими словами. Например: Вчера я приехал в Пятигорск и нанял квартиру на самом краю города, у подножия Машука (Лермонтов). В данном случае из двух связей слов нанял (где?) и квартиру (какую?) предпочтение следует отдать связи нанял (где?), так как в предложении есть уточняющее обстоятельство места. Еще примеры: Вздрагивает, качается вагон на стыках рельсов. Неясно горит матовая лампочка под потолком.

Итак, при определении второстепенных членов предложения необходимо учитывать не только лексико-грамматические свойства слова, но и его конкретное употребление в предложении.

Учение о второстепенных членах предложения все более связывается с учением о словосочетании: «Во второстепенных членах предложения как бы синтезируются, обобщаются по функции те же разнообразные грамматические отношения, которые обнаруживаются между словами в строе словосочетания».

Атрибутивные, объектные, пространственные, временные, причинные и другие грамматические отношения, выявляющиеся в подчинительном словосочетании, представляют собой основу для выделения таких членов предложения, как определение, дополнение и различные по значению обстоятельства, т.е. синтаксические признаки второстепенных членов предложения формируются на базе морфологических категорий и их функционально-синтаксического значения в структуре словосочетания. Таким образом, грамматические отношения, которые складываются между поясняемым словом и поясняющим, определяются в основном их внутренним взаимоотношением, а не структурой предложения. Именно это и приводит к мнению о возможности рассмотрения данного грамматического явления в рамках словосочетания. Однако не всегда второстепенные члены предложения входят как компоненты в состав словосочетаний, формирующих предложения. Довольно часто дополнение (объект) и обстоятельство могут относиться ко всему предложению в целом и, таким образом, не входить в группу сказуемого или в группу подлежащего, которые членятся на отдельные словосочетания. Такие члены предложения называются детерминирующими членами предложения, или детерминантами. Например, в предложении По вечерам доктор оставался один обстоятельство по вечерам относится ко всему сочетанию группы подлежащего с группой сказуемого – доктор оставался один. Особенно наглядно выявляется роль детерминанта в сложном предложении В ночи шумел ветер, светила луна (Соболев), где детерминирующее обстоятельство в ночи одновременно относится к двум предикативным единицам – шумел ветер и светила луна. На подобные случаи указывал еще в 1950-е годы В.В. Виноградов, который писал, что среди второстепенных членов предложения есть такие, которые относятся не к одному слову, а ко всему предложению; это обстоятельства времени, пространства, причины, цели, уступки, условия и т.д. Например: Уже поздно ночью они вышли на улицу. Под старость жизнь такая гадость. Эта мысль В.В. Виноградова через десять лет стала складываться в учение о детерминантах, распространителях предложения.

Как уже отмечалось, вопрос о второстепенных членах предложения на протяжении всей истории их изучения был вопросом дискуссионным. Как итог такой дискуссии можно воспринимать известные слова академика В.В. Виноградова о том, что традиционное учение о второстепенных членах предложения нуждается в коренном пересмотре. Идеи такого пересмотра были намечены самим Виноградовым, а первые шаги были сделаны Н.Ю. Шведовой в статье «Детерминирующий объект и детерминирующее обстоятельство как самостоятельные распространители предложения». Под детерминантом понимается распространитель, относящийся не к какому-то конкретному слову, а ко всему предложению (или к его структурной основе). Например: Осенью перелетные птицы улетают на юг. Понятие детерминант непосредственно связано с разграничением понятий «присловная связь» и «детерминантная связь». Статья Н.Ю. Шведовой открыла новую дискуссию, теперь уже о детерминантах. Уточняя понятие детерминантов, И.П. Распопов в статье «О так называемых детерминирующих членах предложения» писал: «В действительности детерминанты выделяются в составе предложения не несвязанностью с другими его компонентами, а тем, что, подчиняясь непосредственно сказуемому (т.е. предикативному центру), они вступают в связь с ним, так сказать, в последнюю очередь, после того, как в эту связь уже вступили другие, подчиненные сказуемому, члены предложения. Иными словами, по сравнению с другими членами предложения, они находятся на более далеком семантико-синтаксическом расстоянии от сказуемого».

Введенное Н.Ю. Шведовой понятие детерминантов породило новый подход к теории второстепенных членов предложения. В Русской грамматике-70, как и в Русской грамматике-80 термин «второстепенный член предложения» отсутствует, а учение о второстепенных членах предложения заменяется учением о распространении структурной схемы предложения. Данные грамматики предлагают такую теорию строения предложения. Во-первых, каждое предложение имеет структурную схему, состоящую из одного или двух конструктивно структурных компонентов. Во-вторых, помимо компонентов структурной схемы выделяются распространители компонентов структурной схемы. Последние могут быть двух видоа были намечены самим Виноградовым, а первые шаги были сделаны Н.Ю. Шведовой в статье «Детерминирующий объект и детерминирующее обстоятельство как самостоятельные распространители предложения». Под детерминантом понимается распространитель, относящийся не к какому-то конкретному слову, а ко всему предложению (или к его структурной основе). Например: Осенью перелетные птицы улетают на юг. Понятие детерминант непосредственно связано с разграничением понятий «присловная связь» и «детерминантная связь». Статья Н.Ю. Шведовой открыла новую дискуссию, теперь уже о детерминантах. Уточняя понятие детерминантов, И.П. Распопов в статье «О так называемых детерминирующих членах предложения» писал: «В действительности детерминанты выделяются в составе предложения не несвязанностью с другими его компонентами, а тем, что, подчиняясь непосредственно сказуемому (т.е. предикативному центру), они вступают в связь с ним, так сказать, в последнюю очередь, после того, как в эту связь уже вступили другие, подчиненные сказуемому, члены предложения. Иными словами, по сравнению с другими членами предложения, они находятся на более далеком семантико-синтаксическом расстоянии от сказуемого».

Введенное Н.Ю. Шведовой понятие детерминантов породило новый подход к теории второстепенных членов предложения. В Русской грамматике-70, как и в Русской грамматике-80 термин «второстепенный член предложения» отсутствует, а учение о второстепенных членах предложения заменяется учением о распространении структурной схемы предложения. Данные грамматики предлагают такую теорию строения предложения. Во-первых, каждое предложение имеет структурную схему, состоящую из одного или двух конструктивно структурных компонентов. Во-вторых, помимо компонентов структурной схемы выделяются распространители компонентов структурной схемы. Последние могут быть двух видов: 1) распространители отдельных компонентов структурной схемы (или их распространителей): Я читаю книгуинтересную; 2) распространители всей структурной схемы. Распространители отдельных компонентов связаны с ними присловной связью и образуют словосочетания. Что же касается детерминантов, то в Русской грамматике-70 и 80 они имеют классификацию, несколько отличающуюся от традиционной классификации второстепенных членов предложения.

Среди детерминантов выделяются: 1) субъектные детерминанты: Ему весело; У меня радость; Из студентавырос ученый; 2) объектные детерминанты: Для сына он хочет добра; 3) обстоятельственные детерминанты с различными значениями: временными, пространственными, причинными и т.п., повторяющими традиционную классификацию обстоятельств с выделением таких новых разрядов, как: включение и исключение: Включая / исключая тебя; выделительно-ограничительные: По национальности он англичанин; заместительные: Вместо мастера работает ученик.

Кроме классификации детерминантов в Русской грамматике-70 и 80, есть попытки создать и другие концепции предложения. Например, О. Сиротинина предлагает такую классификацию: 1) главные члены предложения; 2) детерминанты (субъектно-объектные), необходимые для определенных структурных схем; 3) ситуанты, т.е. обстоятельственные детерминанты; 4) компоненты словосочетания, реализующие валентность слов, т.е. собственно второстепенные члены предложения.

В современной синтаксической теории еще нет общепринятой концепции строения простого предложения. Идут поиски, предлагаются различные подходы, то есть работы продолжаются.